Поиск

четверг, 29 января 2015 г.

Украина, Греция и ЕС: урок для Беларуси

Бывают в жизни такие моменты, когда несколько совершенно разных, не имеющих, казалось бы, друг к другу, ситуаций, вдруг складываются в одну картину. И как ты на эту картину не смотри – ничего хорошего не получается.

На днях буквально украинские власти озвучили информацию о ситуации с объявленной всеобщей мобилизацией. Она интересна и показательна: «косят», практически исключительно – западные области Украины. «Косят» от войны с Россией, с тем самым ненавидимым и раздражающим «русским миром», который за это называет как раз западных украинцев «нацистами» и «бендеровцами».

Зато по Центральной и Восточной Украине, где большинство – русскоговорящие, все идет по плану и призыв выполняется четко. Никто никуда не бежит. И, в то время, как все приграничные хостелы, как сообщается, с западной стороны, забиты «косарями» украинского происхождения, выехавшими за пределы страны, российский президент Путин вынужден милостиво приглашать украинцев, не желающих воевать, к себе. Не едет, правда, никто – идут воевать.

Картина своеобразная, но, к слову, очень логичная. Жители Запада Украины, как видно, рассматривают конфликт на Донбассе исключительно как региональный конфликт – не как «свою» войну. Так всегда и бывает: чем дальше ты от места событий, тем больше тебе кажется, что тебя это мало касается. Жители Востока и Центра также смотрят на эту войну как на региональную, но тут уже совсем другая история – это как раз их регион и как раз их дом. И они идут его защищать от «русского мира».

Единства нации у наших соседей нет много по каким вопросам, но, похоже, главный консенсус достигнут в главном: никто не хочет в Россию. Просто «западенцы» не допускают мысли, что война может докатиться и до них, и предпочитают заниматься своими делами. У жителей Востока ситуация иная. Но сути это не меняет – они хотят жить в «русском мире» ровно так же, как и западные, только им до Запада не добежать, а к Путину – не хотят.

Нация реально доросла до всеобщего понимания: ее путь – это не Россия и не Восток, не «русский мир». Нация готова ради этого терпеть лишения и даже воевать и умирать. Это – национальный выбор.

Одновременно в Греции, которая является членом Евросоюза, пришли к власти радикальные левые – большие друзья Путина. Новый премьер-министр поддерживал аннексию Крыма и донбасские референдумы. Первое, что он потребовал от ЕС – списать его стране все долги, которых, между прочим, на сотни миллиардов Евро. Важно понимать: к власти он пришел не через какой-нибудь антиконституционный переворот, а путем всенародного голосования. То есть вот это вот «мы за русских, а вы нам долги спишите» - это тоже национальный выбор.
Это очень интересная ситуация и вот почему. Украинцы воюют за свой сознательный выбор строить демократическое государство по европейскому образцу – и практически не получают от Запада никакой помощи. Получают, но она крохотна и мизерна, страна балансирует на грани банкротства а люди отдают для армии последнее. Джордж Сорос вполне объективно оценивает потребность Украины в финансировании в $50 млрд., однако европейские бюрократы на него не реагируют.

В то же самое время, уже находящиеся в составе ЕС греки, получив просто огромные ресурсы, ни к каким реформам не стремятся, выбирают себе правительство, которое готово выступать кардинально против этого самого ЕС, который их кормит, и еще требует вообще все списать.

Замечания о том, что Греция, в отличие от Украины, чтобы вступить в ЕС, прошла должный путь и реформировалась тут неуместны. История о том, как греки, ради вступления в ЕС, подделывали свои экономические показатели, слишком хорошо известна, и, если и в этом состоят реформы, то вступить туда Украина может хоть завтра. Как и Беларусь.

На самом деле, все эти сравнения и сопоставления, они и не про Украину, и не про Грецию. Они – про европейскую бюрократию, достигшую, кажется, пика своего, со знаком минус, бюрократического могущества.

Вся эта ситуация, если рассматривать ее в комплексе, возвращаясь мысленно еще в те времена, когда Грецию в ЕС принимали, говорит только о том, что европейские чиновники – чистой воды технократы, мыслящие вполне приземленными историческими и социо-культурными штампами. В их понимании, которое мало отличается от понимания ситуации простым греком, Греция – это Европа, а Украина – не совсем, мягко говоря. И с этим надо жить. Еврочиновники не мыслят, подобно Соросу, политическими, историческими и стратегическими масштабами, поэтому до Украины им дела намного меньше, чем должно было бы быть.

Так или иначе, вряд ли сегодня может что-то случиться, что изменит общий расклад дел в Брюсселе и могло бы дать надежду, что там в кабинетах могут появиться настоящие политики, глядящие на ситуацию на десятилетия или даже столетия вперед. И вот этот урок надо вынести и запомнить: историческая заморозка, застой и отстой, в котором оказалась Беларусь благодаря Лукашенко, дает нам одно, всего лишь одно преимущество: мы можем учить уроки, черпая знания из того, что происходит у наших соседей.

Я был, есть и останусь последовательным сторонником евроинтеграции для Беларуси. Я убежден, что построить настоящее, современное и благополучное государство мы сможем только в едином с Европой экономическом, культурном и политическом пространстве. С Европой, потому что Беларусь – это Европа.

Но сегодняшние события и тенденции наталкивают меня на мысли о том, что резкие движения в этом направлении нам делать бессмысленно – они просто не найдут должного уровня понимания и поддержки. Уровня, достаточного для того, чтобы преодолеть сопротивление Востока. Не то, чтобы нас там не ждали, как уверяет пропаганда – ждут, да. Но войти мы должны туда не через кровь и войну, потому что даже они не гарантируют этого входа. И не через фальсификации, потому что даже они не гарантируют нормальной жизни.


Надо работать над собой и над государством. Чтобы хотя бы, пусть не мы, но наши дети и внуки пожили нормально… 

понедельник, 12 января 2015 г.

Грозит ли Беларуси радикальный исламизм и что мы можем ему противопоставить?

Не успел начаться новый, 2015-й год, как мир потрясла страшная трагедия: террористы ворвались в редакцию французского журнала Charlie Hedbo и в упор расстреляли 12 безоружных людей – членов редакции на планерке.

Происшествие столь же ужасное, сколь и шокирующее: по всем данным, массовое убийство произошло на религиозной почве: радикальные исламисты таким образом отомстили художникам за карикатуры на пророка Мухаммеда. В сознании современных цивилизованных людей это укладывается с трудом: убивать за рисунки – варварство, которое, казалось бы, осталось далеко в средневековье.

Однако оказалось, что этому варварству, как показывает и последняя трагедия, все еще есть место на нашей планете. Радикальный исламизм не признает никакой иной религии, кроме ислама, предписывает бороться за него любыми (! – в том числе, и убийством безоружных людей) методами, и не делает разницы между представителями других религий, всех их считая «неверными», а, значит, подлежащими уничтожению.

Однако же, в то время, как вся Европа вышла в Париже на Марш единства, призванный показать консолидацию французов и других наций Евросоюза, перед столь зловещей угрозой, беларусское общество отреагировало достаточно вяло. Точнее, как оно отреагировало, вообще тяжело судить, поскольку каждый остался при своем мнении – кто-то переживает за убитых, кто-то говорит «а нечего провоцировать», но ни те, ни другие, не смогли или не захотели высказать свою позицию хотя бы минимально массово и организованно. В душах беларусов традиционно сыграл принцип «моя хата с краю».

Хотя, надо сказать, расслабляться нам вряд ли стоило бы. И именно на это, надо думать, намекает государственное телевидение, показавшее репортаж о том, как с радикальными исламистами в нашей стране борется доблестный КГБ. Так, по сообщениям тележурналистов, еще в декабре 2014 года под Минском спецслужбы «накрыли» собрание 20-ти представителей движения мусульман-салафитов (радикальное течение ислама, которое, как раз, не признает иных религий). Примечательно, что 8 из участников встречи являлись эмиссарами иностранного происхождения, не имеющими беларусского гражданства: они проповедовали среди беларусских салафитов борьбу с «неверными» «нетрадиционными методами» и даже распространяли соответствующую литературу. По сообщениям, всех их КГБ выдворил за пределы страны.

Этот случай – весьма симптоматичный и тревожный. Во-первых, в Беларуси, несмотря на то, что этот факт малоизвестен, достаточно сильны и организованы мусульманские общины. Еще с XV века здесь организованно проживают татары, которых допустил в страну беларусский Великий князь Витовт – они расселились в деревнях, большинство из которых, находилось, кстати, на территории современного Рогачевского района.

Во-вторых, нельзя пропустить мимо внимания тот факт, что на описанной встрече радикальных исламистов почти половина участников являлись иностранцами – проповедниками. Это напрямую говорит о том, что мусульмане Беларуси находятся в фокусе внимания салафитов, и те уже приступили к пропагандистской работе.

Иными словами, если описанное телевидением событие – правда, а не пропагандистская выдумка, призванная показать слаженность и оперативность работы беларусских спецслужб, то оно может говорить о том, что угроза для Беларуси существует и существует уже сейчас. Одну встречу «накрыли», но, кто знает, сколько их все же прошло?..

Местный агитпроп, поведав о подвиге чекистов, разогнавших встречу радикалов, очевидно, пытается убедить нас в том, что в стране – все под контролем, и террористическая угроза для нас вообще не актуальна – мы от нее надежно защищены. Однако так ли это?

Французские, американские и европейские эксперты, после теракта в Charlie Hedbo, вынуждены были констатировать: тактика террористов изменилась и на сегодняшний день практически не существует инструментов для гарантированного предотвращения терактов. После поражения Аль-Каиды в борьбе с США, международный терроризм потерял действенныю структуры и централизацию. Это, с одной стороны, хорошо, с другой – плохо, поскольку у спецслужб всего мира были наработки по борьбе именно с централизованными, структурированными террористическими организациями. Сегодня угроза «распыляется» на отдельные потенциальные очаги, и контролировать их в «ручном режиме» невозможно, для этого не хватит ресурсов ни у одной спецслужбы мира. Существуют детальные планы по борьбе с террористической угрозой, во Франции они также есть, и один из них – усиленный, предусматривающий участие армии, был задействован после атаки. Однако эти планы могут помочь обезвредить или уничтожить террористов, но не предотвратить теракты.

Осознавая уровень и специфику угрозы, французское общество дало первый на нее ответ: Солидарность. Именно для ее демонстрации и был проведен Марш единства. Дело в том, что весь смысл террористических (а не открыто военных) действий в том, чтобы запугать общество. Единство, солидарность и отсутствие страха перед угрозой делают теракты бессмысленными – и именно это и продемонстрировали европейцы после теракта в Париже. Бойня не заставила СМИ замолчать, а людей – попрятаться по углам, и именно в этом и есть смысл идеи. Теракты, не дай Бог, могут повториться, но последовательная демонстрация Солидарности в любом случае сделает свое дело: нет смысла повторять то, что не приносит результатов. Кроме того, и это не менее важно, консолидированное и не испытывающее страха общество вполне может помочь спецслужбам справиться с «распыленной» угрозой.

Есть ли подобный потенциал у беларусского общества? Хочется верить и надеяться, что у нас не будет столь трагических поводов, чтобы это проверить. Однако сегодняшний день наталкивает на неприятные размышления. Большинство репрессивных усилий беларусских спецслужб против гражданского общества последних 20-ти лет были направлены как раз на то, чтобы раздробить нацию и не дать ей сформироваться как единая сила – таким социумом легче и безопаснее управлять, а само такое общество практически не имеет потенциала для самозащиты.


Поэтому вопрос «Есть ли у нас, что противопоставить террористической угрозе нового поколения?» на сегодняшний день актуален для нас, как никогда…

пятница, 9 января 2015 г.

Рост и сокращение зарплат в Гомельской области: лидеры, лузеры и причинно-следственные связи

Гомельское экспертное сообщество «Стратегическая мысль»публикует подборку сфер – лидеров и лузеров по динамике заработной платы в Гомельской области за прошедший, 2014 год.



Данные в процентном выражении, то есть они не отражают величину зарплат ни в рублях, ни в долларах – это лишь показатель того, насколько доходы тружеников росли или сокращались относительно того, что у них было ранее.

В общем-то, все наглядно, как говорится, я просто оставлю это здесь.

От себя лично добавлю только следующее.

Мое искренне убеждение, основанное, в том числе и на личном опыте, состоит в том, что качество работы беларусских медиков – ниже плинтуса. Но винить их в этом вряд ли стоит. Первопричины в именно таком, нижеплинтусном, профильном образовании – это раз. Два: в абсолютно неадекватной оплате труда, которая напрочь убивает какую бы то ни было мотивацию.

Тем не менее, в прошедшем году, как видим, именно медикам зарплату увеличили больше всех.

Кстати, именно врачи в прошедшем году были единственными, если не считать мелких предпринимателей, которым зарплату не начисляют, кто хотя бы как-то пытался протестовать против чрезвычайно низкой оплаты труда. Все началось в Минске с соответствующей петиции от врачей «скорой помощи» к правительству с требованием повышения зарплат, которая достаточно быстро набрала немалое количество подписей среди работников сферы. Потом были переговоры, увольнения инициаторов и тому подобное, в общем – живой беларусский процесс. Но процесс этот, как видим, увенчался 10%-м ростом.


Случайно это или закономерно, каждый может решить в меру своего развития, темперамента и взглядов на жизнь. 

суббота, 3 января 2015 г.

Бюджет, которого нет


Все в нем вроде в порядке, по крайней мере, об этом заявляют официальные лица.

И социальная направленность сохраняется, и сам бюджет – бездефицитный, и вообще: работа поставлена на самом серьёзном уровне, поскольку, при разработке нашего областного бюджета за основу были взяты основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год.

Есть только одно маленькое НО.

Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год составлен, исходя из среднегодового курса беларусскогорубля к доллару США в 11300 - 11400.

Курса, которого уже нет. А прогноз и бюджет – они есть, и по ним мы будем жить.