
Много лет Александр Лукашенко строил миф о Беларуси как о стране «сильной и процветающей». Этот миф был направлен не только на внутреннего пользователя. Немалые усилия были брошены на то, чтобы внедрить этот образ и в сознание всех жителей экс-СССР.
Мотивация ясна: после развала Союза между народами сохранились самые тесные связи. И, если, например, жители Украины уверены, что в Беларуси живётся отлично, и каждый день рассказывают об этом своим родственникам из Беларуси (не забывая при этом жаловаться на свою горькую долю), то белорус волей-неволей в это будет верить.
Для того, чтобы соседи были убеждены в благополучии и процветании синеокой, здесь не пожалели ни сил, ни денег. Все крупные трассы выложены идеальным асфальтом. Знаменитые агрогородки, если обратить внимание, выросли именно вдоль крупных магистралей. И так далее, и тому подобное – перечислять факты показухи можно до бесконечности.
Суть же остаётся следующей: Беларусь под руководством Лукашенко – это не «полная чаша», где есть всё и для всех. Это страна, где нормальному человеку не хватает самого необходимого. Когда меня спросили о тех вещах, которых мне лично не хватает в моей стране, узурпированной диктатурой, даже к своему удивлению я легко набросал список из 10 первостепенных вещей. И список этот получился очень… очень неожиданным – даже для меня. Потому что, как выяснилось, в Беларуси нет как раз того, присутствие чего всегда подчёркивалось госпропагандой, и на чём Лукашенко выстраивал свой имидж «Батьки» и «Хозяина».
Давайте посмотрим попристальнее.
1. СтабильностьМы привыкли слышать, что Беларусь – стабильное государство. О том, что наши люди могут жить с уверенностью в завтрашнем дне. И, больше того, мы привыкли слышать об этом же от соседей.
На самом деле, единственный стабильный фактор в стране – личная власть Лукашенко. Вот в этом плане «уверенность в завтрашнем дне» актуальная для белорусов уже почти 20 лет.
Но обладаем ли мы хоть какой-то, минимальной стабильностью в нашей жизни?
Ещё 3 месяца назад средняя зарплата белорусов насчитывала $502. Где они теперь? А ведь, как поётся, «не прошло и полгода». Всё произошло не просто быстро. Всё это время власть делала всё, чтобы обмануть свой народ, чтобы люди и не подозревали, какой шок их ждёт. Чего стоят только заявления Лукашенко о том, что рубль будет стабильным, и что всё в экономике ок?
На дворе первое полугодие 2011 года. Прошло всего два года, как белорусы, едва очухавшись от новогодних застолий, утром 2 января обнаружили, что национальная валюта) обесценилась на 20%. И тогда это произошло совершенно неожиданно, и тогда власть сознательно обманывала людей: за две недели до девальвации Лукашенко кричал на всю страну о том, что рубль будет стабилен, и, если и обесценится, то только на 5%.
Если такое будет происходить с регулярностью раз в два года, то, безусловно, это тоже – стабильность…. Только – плохая.
А ещё в Беларуси стабильно гремят взрывы. 2005-й год – Витебск. 2008 – Минск. 2011 – опять Минск. Три теракта. Притом, что в Беларуси совершенно нет почвы для терроризма. Это тоже – стабильность?
На самом деле, стабильности не бывает в диктаторских и неправовых государствах. Всё в такой стране зависит от воли и желания одного человека, а общество не влияет на процессы. Где нет закона, там нет правил игры, там нет и стабильности. Вспомним: в прошлом году мы также наблюдали автомобильный ажиотаж. Люди скупали машины, потому что ожидали повышения пошлин (прямо как в этом году). Накупились, и потом – раз! – и нету никаких повышений. Это тоже – стабильность?..
Для белорусов это не стабильность, а – убаюканность, успокоенность… Но это – не одно и то же.
2. БезопасностьО том, в какой безопасности мы живём, прекрасно говорят примеры стабильных, с регулярностью раз в три года, терактов. Однако даже не в этом суть.
Невозможно чувствовать себя в безопасности в стране, где не существует закона. А закона не существует ни в одном государстве, где правит единоличный диктатор.
Можно ли чувствовать себя безопасно в такой стране, думаю, могут хорошо рассказать те люди, которые просто ехали по своим делам в машине вечером 19 декабря, и которых вытащил из автомобиля спецназ, чтобы потом отправить «на сутки».
Можно ли чувствовать себя безопасно в такой стране может рассказать тот строитель, который в день кражи труб со своего объекта был в Санкт-Петербурге, и у которого потом под пытками милиция выбивала признание в том, что кражу совершил он.
Или та девушка, которой уже, к сожалению, нет в живых… Которая жила в Рогачёвском районе и которой пьяный мент выстрелил в голову из ревности.
Я говорю об известных преступлениях, совершённых, в основном, государством или его слугами. Это лишь некоторые примеры, на самом деле, их – тысячи и десятки тысяч.
Важная деталь: количество бытовых и криминальных убийств в стране неуклонно растёт, и мы тут – в мировых лидерах.
Чрезвычайно высоким остаётся уровень бытового и производственного травматизма. И смертности.
В полицейских государствах, таких, как наше, в безопасности не может чувствовать себя никто. И, самое печальное: главная опасность исходит как раз от государства и его прихлебателей. При этом отсутствует суд, либо любая иная возможность законно защититься.
Одновременно, совершенно никуда не исчезают обычные проблемы, типа криминала, «бытовухи» либо производственного травматизма и смертности. Просто, во-первых, о них не говорят. Во-вторых, обилие милиции на улицах (обязательная черта полицейского государства), опять же, как и в случае со стабильностью, создают у граждан ощущение успокоенности и убаюканности.
И, подверженные этим ощущениям, они ещё более беззащитны.
3. Благополучие, достатокПринято считать, что жизнь в Беларуси для простых людей – едва ли не самая обеспеченная в экс-СССР. Однако тут я сделаю пару ремарок.
Во-первых, кто сказал, что я обязан ориентироваться на худшее? В 1991 году Беларусь и Польша были примерно на одинаковом уровне развития. Где сейчас Польша и где Беларусь?
Сколько угодно можете говорить мне, что в Прибалтийских странах люди живут плохо потому, что там высокие коммунальные и т. д. Я там постоянно бываю и вижу своими глазами: если им и плохо, то только потому, что им-то хочется больше! Совершенная противоположность – белорусы. У них ничего нет, зато и большего им не хочется! Эта удивительная психологическая особенность даже отразилась в народном фольклоре, как «чарка, шкварка и подержанная иномарка» – предел мечтаний обывателя!
Так вот, в моём понимании, ориентироваться всегда надо на лучшее. И, если уж и сравнивать свой уровень с кем-то, так с теми, кто было на одной ступени с нами, и реально ушёл вперёд. Мы же остались в далёком прошлом, с нашими сильно заниженными ожиданиями и стандартами.
Но и это ещё не всё. В Беларуси в прошлом году, до начала аттракциона невиданной щедрости (когда Лукашенко, в угоду своему политическому популизму, поднял за несколько месяцев зарплаты на 40% до $500), средний заработок равнялся примерно 350 долларов США. Собственно говоря, сейчас он ещё ниже: после того, как белорусский рубль обесценился фактически вдвое (на 70% по Нацбанку и более чем на 100% на чёрном рынке, где наличная валюта только и присутствует). В то же самое время в России средняя заработная плата по статистике достигла 700 долларов США. Спрашивается: где жить лучше?
Да, я знаю, есть любители поговорить о том, что, мол, российская средняя зарплата – плод манипуляций со статистикой. Пусть. Но кто докажет мне, что белорусские $350, а в особенности же – $500 – не манипуляции со статистикой? Все как один люди, с кем мне доводится общаться, сразу вспоминают при этом анекдот про «среднюю температуру по больнице». В общем-то, так оно и есть.
Короче говоря, как ни крути, а получается, что с уровнем жизни в лукашенковской Беларуси тоже ничего не получилось.
4. Счастье и доброжелательностьПоскольку здесь ощущения чисто эмоциональные, особенно распространяться не о чем: можно говорить лишь со своей колокольни, и лишь о своих эмоциях.
За свою жизнь я бывал во множестве стран: Россия, Украина, все Прибалтийские государства, Польша, Германия, Франция, Австрия, Швеция…
Я считаю себя патриотом Беларуси и никогда не позволю себе придумывать о своей стране негатив. Но то, что я ощущаю, сравнивая эмоциональное состояние белорусов с жителями других стран, однозначно называется депрессией.
Нигде я не видел на улицах столько хмурых и напряжённых лиц. Нигде нет столько хамства, раздражительности. Нигде во время неформальных бесед и застолий людей столько времени не уделяют обсуждению проблем. Проблемы, проблемы, проблемы – бесконечные проблемы. И полное отсутствие иногда кажущихся беспричинными улыбок.
Но даже беспричинная улыбка – признак хорошего настроения и доброжелательности. Которые возможны только тогда, когда у человека в жизни позитива больше, чем негатива. Для белорусов это – совершенно неактуально.
5. Творчество и креативТворчество и креатив, как это ни парадоксально звучит, есть непременными атрибутами эффективного и интенсивного развития. Самые нестандартные ходы мыслей людей часто приводят к огромным научным открытиям, круто меняющим жизнь людей. Человеческий потенциал, вложенный в «выдумку» (на которую и голь хитра, если этой голи никто не запрещает), часто монетизируется и для людей, проявивших его, и для их близких, и, впоследствии – для всего государства.
Кроме того, творчество и креативность делают нашу жизнь эмоциональнее, ярче, насыщеннее, в общем – интереснее и счастливее. А что, как не хорошее настроение, является лучшим помощником в созидании?
В Беларуси элемент творчества и креатива отсутствует напрочь. В стране создана монополия на власть и монополия на единый положительный образ. Коль скоро у нас самый умный, талантливый, мудрый, опытный и тд и тп – президент, разве может хоть кто-то быть хоть в чём-то ярче, чем он? Ни в коем случае, иначе сакральный образ померкнет!
Отсюда и один из судьбоносных стержней белорусской внутренней политики: «запрещать и не пущать». Если сказать о том, что любая инициатива у нас в стране наказуема, то это не будет громким словами либо преувеличением. Есть генеральная линия – сидеть и не высовываться. Как результат: серость и однообразие будней, пассивное состояние общества, заниженный потенциал экономики, совершенно недееспособная в кризисных ситуациях «вертикаль власти». И, кстати, несчастье и депрессия белорусов, тоже имеют те же корни.
6. Ответственность властейБелорусская власть, без сомнения, одна из самых безответственных, которые мне известны. Давным-давно она руководствуется единственным принципом: день простоять да ночь продержаться. Ни о какой среднесрочной либо долгосрочной перспективе, национальных интересах речи здесь не идёт.
Классический пример: прошлогодняя предвыборная кампания Лукашенко. Ради политических интересов одного (не самого лучшего) человека, была принесена в жертву экономика целой страны.
Каждый белорус, в пересчёте на душу населения, уже должен иностранным кредиторам более 2 тыс. долларов. Притом, что экономика и производственная база практически не реформируются и не модернизируются, это создаёт реальную угрозу очень долгой стагнации и полного отсутствия перспектив. Фактически, это означает, что сегодня режим Лукашенко, ради создания пропагандистских мифов, обрекает на нищету и долги будущие поколения белорусов: взятые сегодня займы надо будет отдавать, а отдавать будет нечем.
О какой ответственности перед людьми может идти речь?..
7. ЧестностьИз той же оперы и следующий общебелорусский «дефицит»: элементарная честность и порядочность. Вот её не хватает во всей государственной системе. Естественным образом это ретранслируется в нашу повседневную жизнь.
Начиная от выборов, в честность которых уже давно никто не верит (просто потому, что слишком много свидетельств обратного), и заканчивая уборочной кампанией, которая неминуемо провоцирует впоследствии волну разбирательств и уличений в «приписках» – всё пронизано ложью и искажениями. Белстат, Прокопович (председатель Нацбанка, который клянётся, что девальвации национальной валюты не будет, после чего она происходит сразу почти на 60%), Лукашенко, все государственные СМИ – и так далее, до бесконечности, все поражены одной и той же болезнью: патологическая лживость.
Понятное дело: рыба гниёт с головы.
Жить в стране, где каждый, кто имеет доступ в СМИ, обязательно – лжец, крайне тяжело. Простейший пример: как планировать своё будущее? Вот делал кто-то вклады в белорусских рублях, верил власти, которая уговаривала и сулила большие проценты, и лишился одномоментно 2/3 этих вкладов. И это не впервые: в 2009 году была похожая история. Нормально? Вопрос риторический.
8. СправедливостьГлавным гарантом справедливости государства является независимый суд. В обыденной жизни все мы можем столкнуться с предвзятым и неадекватным отношением: все мы люди, всякое бывает. Однако независимый, беспристрастный суд в любой стране гарантирует, что, в конечном итоге, каждый получает по заслугам.
Для Беларуси это – неактуально. В Беларуси суда нет. Простейший пример: завершившийся на днях судебный процесс против участников Площади (акция протеста после президентских выборов). Процесс стал своего рода рекордом: вынесены тяжелейшие приговоры (по нескольку лет лишения свободы, чаще всего – в колонии усиленного режима) на совершенно абсурдной доказательной базе, а, чаще всего, и без неё вовсе.
Это – не единичный случай, «завязанный» на политическом интересе Лукашенко. Белорусские суды являются орудием ведения дел (политических, коммерческих, хозяйственных – любых) в исполнительной власти. Все судьи – тотально зависимы. Их принимает на работу лично президент. И, самое плохое, что он же может и в любой момент судью уволить. То есть там – исключительно подобранный народ сидит.
И поэтому о любой справедливости в стране можно напрочь забыть.
9. СвободаМножество философов всех времён и народов сломали головы, а так и не выработали единого понимания слова «свобода». Не удивляйтесь, но, говоря об отсутствии в Беларуси как раз Свободы, я не буду предлагать какого-то своего определения.
Я предлагаю подумать: что же такое вообще – свободное государство (где все жители ощущают себя свободными)?
Мне кажется, что свободным может быть государство, где человек живёт стабильно и зажиточно. Где он может планировать свой завтрашний день и знать, что его планы основываются на реальности, а завтра – предсказуемо. Где ему говорят правду в средствах массовой информации, а его личностный рост никто и ничто не ограничивает. Где он может говорить и думать всё, что угодно – никто ему не запрещает и в тюрьму за это не бросает. Где его права защищены государственным аппаратом, и это тоже гарантируется всей системой взаимоотношений. И где человек, в конечном итоге, в результате совокупности всех этих явлений, счастлив.
В общем, свободное государство, это такое государство, где присутствуют все признаки, о которых мы говорили выше. И которые в Беларуси полностью отсутствуют.
10. БеларусьИ, наконец, последняя, но, наверное, самая главная вещь, которой мне не хватает в моей стране.
Мне не хватает здесь самое БЕЛАРУСИ.
За годы правления Лукашенко (17 лет), через реализацию ряда репрессивных мер, национальная культура и история, язык и символика, были изгнаны из жизни страны. Выведены в подполье. Зачастую – подведены под действие статей административного кодекса.
Всё чаще раздаются голоса, что Лукашенко, за эти годы, создал какой-то суверенитет, какую-то, якобы, «уникальную» национальную идентичность, что белорусы теперь воспринимают себя как отдельную нацию и т. д.
Ничего позитивного он не создал.
Да, он ментально отдалил белорусов от России. Но произошло это исключительно потому, что сам потерял надежду на кремлёвский престол. Пока у власти был Ельцин, и молодой тогда президент ещё питал такие надежды, он белорусов только «русскими» и называл.
Выстраивая белорусскую «идентичность», Лукашенко сделал упор не на создание нации, а на создание покорного трудового коллектива: без роду и племени, языка, истории и культуры. Это – не идентичность.
И это – не Беларусь.
***
Статья написана для блога http://twikg.wordpress.com