
Прошедшие в минувшее воскресенье очередные акции «Революции через социальную сеть» оставили несколько двоякое впечатление. И уж точно – кучу вопросов и сомнений, в которых нужно было бы разобраться.
РЕВОЛЮЦИЯ ЗАХЛЕБНУЛАСЬ?Одна из распространённых рефлексий на последние события, с которой мне приходилось сталкиваться, состоит в том, что «революция», вроде как, «захлебнулась». Если на первых акциях бросался в глаза хороший позитивный «драйв», количество участников неизменно прибавлялось, а власть явно чувствовала себя в положении статиста, не зная, что делать, то на последних сборах уже и численность не увеличивалась, и как-то акцентировано проявлять себя не удавалось, да и власть вела себя чересчур активно и агрессивно. В общем, добиться отставки Лукашенко, как заявляли организаторы, пока не получилось.
Эффективность любого мероприятия, любого действия стоит оценивать по тем целям, которые были поставлены: достигнуты они, или нет. Но белорусское общество столь долго было в состоянии летаргического застоя, что это объективный критерий явно не всегда применим.
Можно ли добиться отставки диктатора выступлениями лишь одной части общества, преимущественно – образованной, компьютеризированной молодёжи? Можно ли постоянно наращивать присутствие в условиях тотальной репрессивности и агрессии? Можно ли акцентировано проявлять себя, когда людская масса рассекается, не допускается на нормальные площадки и просто – не может собраться?
Это объективные условия, по которым в нынешнем виде «Революция» и не могла стать всенародным протестом, способным заставить Лукашенко уйти.
Однако на ситуацию можно и нужно смотреть с другой стороны.
Давно сказано и написано: молодёжь – барометр революций. Не сама революция, но барометр. Она остро улавливает все тонкости и всю специфику ситуации, и первая идёт «на баррикады». Молодёжь показывает пример, молодёжь будет массы, и молодёжь, своими первыми выступлениями, заставляет власти делать ошибки.
Разве не это мы сейчас наблюдаем в Беларуси? «Революцию» обсуждают все без исключения. Большинство тайно завидует смелости молодых, многие из тех, кто постарше, восхищаются и поддерживают. И уж точно это значит, что скоро дозреют и все остальные. Самое главное – в общество поступил важнейший сигнал, показан пример, и многие, очень многие уже готовы ему следовать. Важен лишь дальнейший импульс, хороший, позитивный и яркий. И он, не сомневаюсь, обязательно последует.
Можно говорить, что власть, сбив динамику количества протестующих, одержали победу. Однако не является ли эта победа «Пирровой»?
В предыдущей статье на эту тему я писал, что все стратегические козыри в выбранном формате на руках у людей: у власти нет своего сценария, у власти нет физически людских ресурсов для синхронного подавления протестов во всех регионах страны.
Должен сказать, что все эти наблюдения оказались совершенно правильными. Власть действительно не смогла предложить своего сценария. Больше того, даже её традиционный праздник – День Республики, оказался недостаточно мощным и привлекательным, явно проиграв в сознании людей «Молчаливой революции». Власть сама лучше других понимает, в каком она положении оказалась, и поэтому логично предположила (совершенно верно), что, даже среди собравшихся на парад, большинство будут составлять недовольные. Поэтому Лукашенко произнёс речь под гробовое молчание слушателей – никто не хлопал. Диктатура поняла: если будут аплодисменты, большинство из них будут ироничные и насмешливые, поэтому лучше их вообще пресечь. Не это ли свидетельство того, что властям навязать свой сценарий так и не удалось? А, наоборот, пришлось даже на свой праздник, «наклоняться», в ущерб собственному имиджу?
Сотрудники КГБ как пытались ногами «переходить» Интернет, так и пытаются дальше, но много ли это приносит толку? Информация распространяется всё шире, всё больше людей сочувствующих протестам, и всё больше надобность перекрывать площади, чтобы не допустить национальной эскалации. Кампания, которую начали спецслужбы в Интернете, вызвала лишь насмешки людей, и пришлось прибегнуть к испытанному, но катастрофически старому методу: блокировки. Они, к слову, не помогли, так что тут власть тоже проиграла.
В предыдущей статье я отмечал, что у власти, по всей видимости, нет людских ресурсов (несмотря на то, что Беларусь – самое полицейское государство, где, по статистике, количество сотрудников правоохранительных органов превышает средний показатель по миру в 4 раза!) для подавления протестов одновременно во всех городах Беларуси. Я приводил пример Гомеля, где на одной из первых акций было лишь 8 спецназовцев и не было задержаний: такого количества просто физически мало, чтобы разбить толпу и выдёргивать людей. Предполагал, что остальные были брошены в Минск. В тот день по всей стране были задержания, кроме Гомеля. Исходя из этой логики, я прогнозировал, что в следующий раз в Минск будет отправлен спецназ из какого-то другого города, и в Гомеле задержания будут, но не будет где-то в другом месте.
3-го июля этот прогноз полностью оправдался. В Гомеле ОМОН был явно на месте и во всеоружии. По всей стране прокатились задержания. Кроме Бреста и Бобруйска. Там задержаний не было. В обоих городах есть части милицейского спецназа. Не говорит ли это о том, что брестские и бобруйские были на усилении в Минске? Точных данных нет, но можно полагать, что так и было. В итоге, некоторое послабление получили эти города. И, ещё раз в итоге: мы наблюдаем эффект «тришкиного кафтана». Власть стягивает силы в одно место – обнажается другое. И так может быть до бесконечности, но подавить все протесты у них пока нет возможности. Если волна будет нарастать – возможность и не появится.
Ну и самая катастрофическая ошибка для власти заключалась в применении силового варианта. Они, конечно, прекрасно понимали, что бросать против не идентифицирующихся протестующих строй спецназа со щитами, как это бывает на Площади, невозможно: просто будут отлуплены обычные граждане, которые сразу станут оппозиционерами. И власть придумала новую тактику: снарядила своих псов в штатское и отправила в толпу. Там, мол, смотрите, и хватайте активных.
Однако – не помогло. Наделали столько глупостей, что не только себе имидж испортили окончательно, но и, уверен, наплодили новых оппозиционеров не меньше, чем это делает Интернет. В Гомеле прогоняли с остановки бабку с клюкой, в Минске вязали прохожих с детьми на плечах, повязали брата участницы парада, который хлопал сестре, где-то ещё - дедушку с внуком, где-то ещё – внука без дедушки, и, в конце концов, вязали даже самих себя. Понять механику таких действий нетрудно: андроид в угаре, ему надо хватать, люди сопротивляются, женщины визжат, ситуация не контролируется (это же не «римским» строем людей дубинками молотить, надо ещё как-то ориентироваться), вот и хватали почём зря.
Итог таких действий понятен: в ситуации, когда невозможно отличать «своих» от «чужих», власть попыталась создать механизм эффективного реагирования, но это оказалось нереализуемым. Наступили на «мозоли» массе простых людей. Не сомневаюсь: все эти простые люди, в большинстве – ранее не знавшие толком Интернета, стали оппозиционерами. Они, их родственники, друзья и знакомые, и все, кто узнал о случившемся по слухам.
Власть попробовала выйти из ситуации цугцванга (позиция в шахматах, когда каждый последующий ход может лишь ухудшить ситуацию), но это у неё явно не получилось.
Так захлебнулась ли «Революция»? Если иметь ввиду отставку Лукашенко, то – да.
Если же смотреть на вещи объективно, то ни в коем случае! Она:
1) Разбудила людей;
2) Показала беспомощность и неэффективность репрессивных механизмов в современных условиях;
3) Активизировала провинцию (как верно заметил политолог В. Карбалевич);
4) Родила новых локальных лидеров (яркий пример: гомельчанин Руслан Устименко, которого случайно задержали на одной из первых акций, оштрафовали, после чего он стал известным и уважаемым среди молодёжи в регионе, не сбавил активности. Сейчас, правда, «на сутках», но ведь выйдет же!)
Разве этого мало??? Это – целый плацдарм! Это – барометр. Барометр настоящей революции…
РЕВОЛЮЦИЯ СЛУЧИЛАСЬ!В результате всех этих акция, я бы даже сказал, что, в каком-то смысле, революция всё же состоялась.
Революция в умах людей. И ещё: революция в отношениях власти и народа.
Подавив аплодисменты силой, власть сама загнала себя в страшную ловушку.
Аплодисменты – символ благодарности, одобрения, радости и счастья! Но теперь Лукашенко выступает и не получает от публики ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвёртого! Люди не радуются ему, не благодарят, не одобряют. Те, кто одобряет – их единицы, и голос их власть уже не берёт в расчёт. Для неё стало главным подавить радость и счастье людей, которые предчувствуют перемены!
И власть оказывается действительно вне социума: можно говорить сколь угодно речей, но тебе не будут аплодировать, или будут это делать иронично. Можно распинаться и обещать, но одобрять будет только проверенная публика. Делай что угодно, но – моральная изоляция!
Аплодисменты могли бы стать символом перемен в нашей стране! Да, именно аплодисменты, как выражение радости и счастья, благодарности и одобрения. Счастья от предвкушения Свободы и Перемен. Одобрения друг друга. Благодарности друг другу за поддержку, и за то, что все мы – есть, и что все мы хотим одного и того же!
Хорошо бы было, чтобы аплодисменты звучали теперь именно в таком качестве на каждой акции протеста, на каждом застолье или встрече единомышленников, на оппозиционном собрании или просто в очереди у обменника! Звучали как символ близких перемен, как позитивная альтернатива: счастье в противовес тупой агрессии!
И, став народным символом перемен, аплодисменты уже стали бы недопустимыми для демонстраций официоза: разве можно по БТ показывать аплодисменты, если именно так выражают свою гражданскую позицию недовольные???
И пусть Лукашенко выступает в безмолвных аудиториях, пусть Ярмоленко поёт «Слухай батьку» под гробовое молчание зала – пусть они и дальше борются с аплодисментами, и это станет лучшей иллюстрацией их места в новой реальности, в новой Беларуси! Той Беларуси, которая хочет перемен!
А новая реальность неминуемо вытеснит старую, просто как неактуальную, негодную, ненужную, устаревшую.
Разве всё это – не революция?
Разве это – не революция в наших головах?
Разве это не революция в общественных отношениях? Разве не меняются таким образом власть и недовольные местами? Разве можно после этого надеяться, что прошедшие события канут в Лету?..
ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНЬПравда, можно :( Можно быть уверенными, что, при определённых условиях все последние события не оставят значимого следа в жизни белорусов.
Давайте зафиксируем стратегические достижения «Революции»:
- формат и механизмы реализации не позволяют власти применять свои сценарии и манипулировать кампанией, поворачивая её в свою пользу;
- у власти нет возможности манипулировать общественным мнением – не владеет инструментами, скатывается до примитивных блокировок, которые неэффективны;
- власть не имеет возможности для силового подавления протестов, а те методы, которые она использует, приводят к росту протестов среди сторонних людей, ранее к движению не относящихся.
Всё это, безусловно, огромные плюсы.
Но необходимо отметить, что с тактической точки зрения, власть нашла сиюминутное спасение.
Применяемая методика закрытия площадей, блокировки подходов к ней привела к «размыванию» протестной массы, невозможности собраться и проявить себя акцентировано.
Я думаю, что это – один из факторов (а их, конечно же, несколько), почему динамика прироста протестующих фактически сошла на нет. Теперь ведь просто непонятно: куда ходить? Что там делать? Куда идти?
Власть, не имея возможности противостоять стратегически (сценарий, инструменты, реагирование), тем не менее, нашла тактический ключик к тому, чтобы постепенно вывести «молчаливые протесты» из «моды». Что называется, сбить людей с панталыку, вызвать растерянность, разочарование.
Я уверен: если в формате ничего не изменится (с сохранением основных стратегических преимуществ, естественно), то «Революцию» ждёт вырождение: люди просто перестанут туда ходить. Такие акции надо заканчивать на «пике», когда люди на подъёме, воодушевлены и хотят дальнейшей /успешной/ деятельности. Если не предложить качественно новых шагов, то старый формат после «пика» начинает приедаться и вырождаться, да и просто – надоедать.
Одновременно к нему полностью приспосабливается власть, потихонечку принимая контрмеры, используя «тактику мелкого фола», и, в конце концов, волна сходит «на нет».
Что-то подобное было в 2006 году, когда после выборов прокатилась волна флэш-мобов, поначалу воспринятая молодёжью с большим энтузиазмом. Однако определённое время она не эволюционировала качественно. Власть же приспосабливалась и потихонечку, как умлеа, реагировала. В итоге волна «сдулась».
Можно ожидать, что такое может случиться и с «Революцией», а можно даже говорить, что тенденция уже налицо (основной формат уже практически не притягивает новых людей), если не будет качественных новых предложений.
В этом случае – да… В конце концов может случиться «пшик».
Но, опять же, позитивная уникальность «Революции» в том, что она практически не подвержена манипуляциям со стороны спецслужб. Поэтому её судьба – в её руках. В руках организаторов, и в руках всех тех местных лидеров, которые проявились.
Самое главное, всегда помнить: ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ!