Поиск

понедельник, 12 января 2015 г.

Грозит ли Беларуси радикальный исламизм и что мы можем ему противопоставить?

Не успел начаться новый, 2015-й год, как мир потрясла страшная трагедия: террористы ворвались в редакцию французского журнала Charlie Hedbo и в упор расстреляли 12 безоружных людей – членов редакции на планерке.

Происшествие столь же ужасное, сколь и шокирующее: по всем данным, массовое убийство произошло на религиозной почве: радикальные исламисты таким образом отомстили художникам за карикатуры на пророка Мухаммеда. В сознании современных цивилизованных людей это укладывается с трудом: убивать за рисунки – варварство, которое, казалось бы, осталось далеко в средневековье.

Однако оказалось, что этому варварству, как показывает и последняя трагедия, все еще есть место на нашей планете. Радикальный исламизм не признает никакой иной религии, кроме ислама, предписывает бороться за него любыми (! – в том числе, и убийством безоружных людей) методами, и не делает разницы между представителями других религий, всех их считая «неверными», а, значит, подлежащими уничтожению.

Однако же, в то время, как вся Европа вышла в Париже на Марш единства, призванный показать консолидацию французов и других наций Евросоюза, перед столь зловещей угрозой, беларусское общество отреагировало достаточно вяло. Точнее, как оно отреагировало, вообще тяжело судить, поскольку каждый остался при своем мнении – кто-то переживает за убитых, кто-то говорит «а нечего провоцировать», но ни те, ни другие, не смогли или не захотели высказать свою позицию хотя бы минимально массово и организованно. В душах беларусов традиционно сыграл принцип «моя хата с краю».

Хотя, надо сказать, расслабляться нам вряд ли стоило бы. И именно на это, надо думать, намекает государственное телевидение, показавшее репортаж о том, как с радикальными исламистами в нашей стране борется доблестный КГБ. Так, по сообщениям тележурналистов, еще в декабре 2014 года под Минском спецслужбы «накрыли» собрание 20-ти представителей движения мусульман-салафитов (радикальное течение ислама, которое, как раз, не признает иных религий). Примечательно, что 8 из участников встречи являлись эмиссарами иностранного происхождения, не имеющими беларусского гражданства: они проповедовали среди беларусских салафитов борьбу с «неверными» «нетрадиционными методами» и даже распространяли соответствующую литературу. По сообщениям, всех их КГБ выдворил за пределы страны.

Этот случай – весьма симптоматичный и тревожный. Во-первых, в Беларуси, несмотря на то, что этот факт малоизвестен, достаточно сильны и организованы мусульманские общины. Еще с XV века здесь организованно проживают татары, которых допустил в страну беларусский Великий князь Витовт – они расселились в деревнях, большинство из которых, находилось, кстати, на территории современного Рогачевского района.

Во-вторых, нельзя пропустить мимо внимания тот факт, что на описанной встрече радикальных исламистов почти половина участников являлись иностранцами – проповедниками. Это напрямую говорит о том, что мусульмане Беларуси находятся в фокусе внимания салафитов, и те уже приступили к пропагандистской работе.

Иными словами, если описанное телевидением событие – правда, а не пропагандистская выдумка, призванная показать слаженность и оперативность работы беларусских спецслужб, то оно может говорить о том, что угроза для Беларуси существует и существует уже сейчас. Одну встречу «накрыли», но, кто знает, сколько их все же прошло?..

Местный агитпроп, поведав о подвиге чекистов, разогнавших встречу радикалов, очевидно, пытается убедить нас в том, что в стране – все под контролем, и террористическая угроза для нас вообще не актуальна – мы от нее надежно защищены. Однако так ли это?

Французские, американские и европейские эксперты, после теракта в Charlie Hedbo, вынуждены были констатировать: тактика террористов изменилась и на сегодняшний день практически не существует инструментов для гарантированного предотвращения терактов. После поражения Аль-Каиды в борьбе с США, международный терроризм потерял действенныю структуры и централизацию. Это, с одной стороны, хорошо, с другой – плохо, поскольку у спецслужб всего мира были наработки по борьбе именно с централизованными, структурированными террористическими организациями. Сегодня угроза «распыляется» на отдельные потенциальные очаги, и контролировать их в «ручном режиме» невозможно, для этого не хватит ресурсов ни у одной спецслужбы мира. Существуют детальные планы по борьбе с террористической угрозой, во Франции они также есть, и один из них – усиленный, предусматривающий участие армии, был задействован после атаки. Однако эти планы могут помочь обезвредить или уничтожить террористов, но не предотвратить теракты.

Осознавая уровень и специфику угрозы, французское общество дало первый на нее ответ: Солидарность. Именно для ее демонстрации и был проведен Марш единства. Дело в том, что весь смысл террористических (а не открыто военных) действий в том, чтобы запугать общество. Единство, солидарность и отсутствие страха перед угрозой делают теракты бессмысленными – и именно это и продемонстрировали европейцы после теракта в Париже. Бойня не заставила СМИ замолчать, а людей – попрятаться по углам, и именно в этом и есть смысл идеи. Теракты, не дай Бог, могут повториться, но последовательная демонстрация Солидарности в любом случае сделает свое дело: нет смысла повторять то, что не приносит результатов. Кроме того, и это не менее важно, консолидированное и не испытывающее страха общество вполне может помочь спецслужбам справиться с «распыленной» угрозой.

Есть ли подобный потенциал у беларусского общества? Хочется верить и надеяться, что у нас не будет столь трагических поводов, чтобы это проверить. Однако сегодняшний день наталкивает на неприятные размышления. Большинство репрессивных усилий беларусских спецслужб против гражданского общества последних 20-ти лет были направлены как раз на то, чтобы раздробить нацию и не дать ей сформироваться как единая сила – таким социумом легче и безопаснее управлять, а само такое общество практически не имеет потенциала для самозащиты.


Поэтому вопрос «Есть ли у нас, что противопоставить террористической угрозе нового поколения?» на сегодняшний день актуален для нас, как никогда…

Комментариев нет:

Отправить комментарий