Поиск

пятница, 28 декабря 2012 г.

Кто или что подталкивает Гомельский горисполком заниматься откровенной уголовщиной?..


В деле сноса исторической деревянной застройки Гомеля Гомельский горисполком заведомо и неоднократно нарушает законодательство Республики Беларусь. Последние события – яркий тому пример.

Чтобы не быть голословным, сошлюсь на активистов молодёжной организации «Талака», а также гомельского представительства «Таварыства Беларускай Мовы», которые проанализировали последние действия чиновников с точки зрения существующего законодательства. Результаты этого анализа оказались у меня в руках, и некоторые вещи впечатляют настолько, что нет возможности, как говорится, пройти мимо. Итак…

Первое, но отнюдь не главное. Застройщик ООО «Электропром» получил от Гомельского горисполкома разрешение на начало работ по строительству многоэтажного жилого дома, которые включают в себя и снос деревянных строений по улице Волотовской, раньше, чем Генеральный план Гомеля был отправлен на утверждение в Совет министров. Это утверждение подкрепляется перепиской с исполнительной властью, соответствующие выдержки которой приводят общественные активисты.

-          Намеснік старшыні Гомельскага гарадскога выканаўчага камітэта Клічкоўская Е. У. Скідану А.В. 17.12.2012 г. № С-2029);/2” Рашэннем гомельскага гарвыканкама ад 15.10.2012 г.№1094 §5 ТАА “Электрапром” ва ўстаноўленым
 парадку дазволена вытворчасць будаўніча-мантажных работ падрыхтоўчага перыяду (1-ы пускавы комлекс) па  аб’екце “8-10-12-ці павярховы жылы дом з падземнай аўтастаянкай па вул. Валатаўской у горадзе Гомелі”.

-          Заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Автухов Р. А.  Ханене С. И. 15.11.2012 №01/3885

«Разработка генерального плана города Гомеля НПРУП «БелНИИПградостроительства» завершена, получены необходимые согласования и положительное заключение государственной экспертизы по градостроительному проекту. В настоящее время генеральный план направлен на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь».
А теперь второе, и это будет уже посущественнее.

Как известно из гомельских СМИ и от защитников исторической застройки, дом № 23 по улице Волотовской, относящийся к наследию областного центра и построенный в конце XIX – начала XX вв. гомельские власти уже успели варварски уничтожить.

Случилось это, невзирая на то, что гомельские активисты отправили обращение в Министерство культуры, где предложили присвоить деревянным строениям №№ 15, 17, 19, 20, 22, 23, 24 по улице Волотовской Гомеля статус историко-культурного наследия, который позволил бы домам находиться под защитой государства.

Это заявление было зарегистрировано Минкультом 19 ноября. Важно заметить (и запомнить), что, одновременно с обращением в Министерство культуры, активисты выслали его копию и в Гомельский городской исполнительный комитет, который, таким образом, также, не позднее 19 ноября уже знал, что данный вопрос рассматривается в Минске.

Однако уже 21 ноября, то есть, через 2 дня после получения информации о поступлении такого заявления в Минкульт, дома № 23 по улице Волотовской не стало! Его снесли.

Гомельские общественные активисты по этому поводу пожаловались в прокуратуру, которая, опять же, нарушая порядок рассмотрения жалоб, отправила её в… горисполком! То есть, чтобы чиновники наказали сами себя?!

Горисполком, рассмотрев жалобу в сой адрес, прислал занятную отписку, суть которой состоит в том, что в Гомеле получили постановление Минкульта, из которого следует, что работы по сносу домов надо прекратить в связи с тем, что рассматривается вопрос об их историко-культурном значении, 27 ноября, а дом, мол, успели снести 21 ноября. В общем, получается как бы гладко: успели снести до того момента, как Минкульт предписал остановить работы.

Но так ли уж всё гладко?

Оказывается – нет. Глава 5, статьи 19, пункта 2 Закона Республики Беларусь о «Об историко-культурном наследии Республики Беларусь» прямо говорит о том, что, в случае выявления объекта недвижимости, который может представлять историко-культурную ценность, в ходе каких-либо работ, выявившее объект лицо ОБЯЗАНО остановить все работы, которые могут оказать воздействие на данный объект, и оповестить местные исполнительные органы и Министерство культуры о своей находке.

Как видно из всего вышесказанного, Гомельский горисполком знал о том, что дома по улице Волотовской могут представлять историко-культурную ценность (собственно, он знает об этом давно), больше того, он знал, что об этом уже оповещено и Министерство культуры, но, невзирая на это, пошёл на грубое и прямое нарушение действующего законодательства, не только не обеспечив условий для сохранения объекта, но и поспешив один из домов уничтожить.

Такое наглое, циничное, осознанное, как бы демонстративное попрание законов иначе, чем банальной уголовщиной, назвать трудно.

Но на этом история не заканчивается.

Вчера мы узнали, что начался разбор небольшого домика, пристройки, на тоже по улице Волотовской, который стоял рядом с домом №23, уже снесённым. Ныне разбираемый домик не подавался в Минкульт отдельно, однако, как указывают активисты “Талаки”, во-первых, список домов подавался как комплексный объект, то есть как вся часть улицы. И, во-вторых, и это главное, поскольку, опять же, ставит нас перед фактом открытой уголовщины со стороны горисполкома: работы по сносу здания в непосредственной близости от других домов, указанных в обращении в Минкульт, безусловно оказывают воздействие на эти, близлежащие здания, что категорически запрещено законом (см. выше). И невольно напрашивается вопрос: а не воспользовались ли чиновники лазейкой, образовавшейся в связи с тем, что домик-пристройка не был указан в списке домов – претендентов на статус историко-культурного наследия, чтобы, через работы по сносу этой пристройки, довести до аварийного состояния те дома, которые нужно было бы сохранить? А потом, воспользовавшись этим, под предлогом аварийного состояния, по-быстрому осуществить снос?

Всё это – чистейшей воды варварство, и, как уже было сказано, открытая уголовщина.

И она, эта уголовщина, на мой взгляд, имеет куда более широкое общественное значение, чем мы думаем, и может быть связана не только с вопросами сохранения деревянных домов.

Ведь, если вдуматься: что заставляет чиновников открыто нарушать законы? Что заставляет их проявлять небывалую энергию и изобретательность, которые обычно им не свойственны, отыскивая лазейки и форсируя разрушительные процессы, когда всё, всё без исключения (и общественное мнение, и здравый смысл, и, наконец, законы!) должны были бы, по идее, подталкивать их к обратному?

А не стоит ли за этим банальный «откат» от застройщика, который отхватывает дорогой участок земли для дорогой застройки? Я напомню, что, по рейтингу восприимчивости к коррупции организации Transparency International, Беларусь находится на 123 месте, то есть, является одной из самых коррумпированных в мире стран. Да и почему бы и нет? Кто контролирует этих чинуш? Свободные СМИ, общественные организации? Они будут переизбираться и давать отчёты своим избирателям? Нет… Они дают отчёт только одному своему «избирателю», но тот избиратель, не сомневаюсь, вполне может принимать «отчёты» в виде % от того же самого «отката».

Я никого не обвиняю, я задаюсь вопросом: ЗАЧЕМ??? Зачем сознательно творить беспредел и уголовщину вопреки закону и здравому смыслу? И способен ли на это психически здоровый человек, если не имеет для этого очень и очень весомых причин?..

Ответы на эти вопросы, мы, конечно, узнаем. Но только не сейчас. Сейчас, если бы прокуратуре довелось заниматься горисполкомом, то, по логике вещей, все дела она непосредственно в исполком и отправила бы. Как это обычно у нас и делается…

Комментариев нет:

Отправить комментарий