Поиск

четверг, 6 июня 2013 г.

"Бережливость" по-гомельски

Идущий полным ходом в Беларуси (а, значит, и в Гомеле) Год бережливости предоставляет неограниченные возможности и шансы для властей любого уровня продемонстрировать свою эффективность и умение хозяйствовать, так сказать, рачительно.

Вот в прошлом году (это, правда, ещё не был Год бережливости) начали в Гомеле расширять дорогу по улице Барыкина. Проблема – больная для всех гомельчан. Старая дорога – двухполостная, по которой, как вспоминают старики, в 60-70 годах 2 машины в сутки проезжали. А теперь она связывает с Центром весь Советский район, где живёт, между прочим, около 200 тысяч жителей, то есть – почти половина всего населения города. Гомельчане знают, а негомельчанам нетрудно представить, что здесь происходит в «часы пик».

Ну вот, взялись за благое дело: расширять.

Построили половину дороги весьма бодро, прямо не нарадоваться было, упёрлись в развязку возле СШ № 3, и ушли «в себя». Ну, не совсем в себя – под землю. С осени прошлого же года дорога больше не строится, а строится какое-то сооружение на этой самой развязке, вполне возможно, что – подземный переход.

В общем, строительство подземного перехода (или чего-то в этом роде), продолжается осень-зима 2012 – зима – весна – лето 2013.

За это время, естественным образом, асфальт на проложенной уже трассе пришёл в негодность.

А, поскольку качество наших дорог является неизменным козырем в дебатах с соседними Россией и Украиной на тему «как Бацька сделал хорошо», ничего удивительного в том, что испорченный асфальт на недостроенной дороге переложили. Заменили на новый.

Качество снимка оставляет желать лучшего, прошу прощения, но фотографировал из окна автобуса.



Итак, эффективность планирования строительства и сопутствующая этой эффективности бережливость приводят в итоге к тому, что наши гомельские власти перекладывают асфальт на… недостроенных дорогах. Между тем, в, например, Новобелицком районе наберётся десяток мест, где даже на ямочный ремонт в этом году средств не нашлось. Да и не только в Новобелицком…


В городе поговаривают, что бодрое строительство дороги закончилось в связи с тем, что был арестован мэр Пилипец, город лишился Дажынок и, соответственно, финансирования.

На самом деле, это – ни разу не оправдание. Я задаю себе (и другим) вопрос: каков потенциал устойчивости такого государства, если стройка жизненно важной для полумиллионного города магистрали зависит от одного лишь чиновника-казнокрада? Насколько такая система способна решать проблемы граждан, насколько она способна планировать и, самое главное, осуществлять развитие?

Ответ можно сегодня увидеть на улице Барыкина. Перекладывать асфальт на недостроенных дорогах – это верх… ну, понятно: эффективности.

Эпизод второй.

Всего каких-то пару месяцев назад, всего в ста метрах от этой самой злополучной улицы Барыкина, на мосту возле Завода измерительных приборов, а также вдоль остановок общественного транспорта там же, ремонтировали дороги, опять же, перекладывая асфальт.

Проходит пару месяцев, и сегодня мы видим там же… какой-то текущий ремонт. С естественным распилом нового асфальта и, естественно, с последующим укладыванием ещё более нового.



Это просто замечательный пример всё той же, пресловутой, эффективности.

Я понимаю: там, в мосту, что-то, по всей видимости, сломалось.

Но я думаю вот так. Вот я в Бельгии купил дочке детскую сумочку, девичью. Красивая: плетение, розовые цветочки, всё такое. Ходила она с ней в садик, в один прекрасный день возвращается – ремень оторван. «Ксюша оторвала», - говорит. Ну, понятное дело: дети. Сажусь, пришиваю… Форс-мажор.

Форс-мажоры бывают у всех и везде. Но в случае с мостом единственным форс-мажором может быть его обрушение. Не дай Бог, конечно.

Потому что ведь есть вся его документация, со сроками эксплуатации, ведь ведётся же мониторинг износа, и вообще, может быть, этот ремонт – плановый. Только планы эти, как видно, не учитывают маленьких деталей, что придётся городской казне нести двойные расходы. Если планы не приводить в порядок и не сопоставлять друг с другом.

На выходе мы имеем следующую ситуацию. У нас тут, в Беларуси, Год бережливости. В этот самый год администрации студенческих общежитий запрещают студентам пользоваться ноутбуками – экономят электроэнергию. Хотя как можно получать современные знания и развиваться в сегодняшних условиях, не пользуясь техникой, я лично не то, чтобы слабо, не представляю вообще.

Одновременно в нашем городе городской бюджет спонсирует двойную укладку асфальта на не построенную (!!!) дорогу, а также двойную укладку асфальта там, где достаточно было обойтись разовой. Всё это – за наш общий счёт, в ущерб другим дорожным покрытиям Гомеля. И виноватых нет!!!

Нет, и не будет. В первом случае мы имеем дело с одним системным дефектом: в нашей стране, при отсутствии эффективной системы власти, зашкаливает персонализация отдельных вопросов. Так, мэр Пилипец предполагал построить дороги за счёт бюджета Дажынок. Но, вот, незадача: сел в тюрьму. Бывает. Без Пилипца – ни Дажынок, ни дорог.

Во втором случае мы имеем дело с другим системным дефектом, который, впрочем, сродни первому. В условиях излишней централизации и персонализации, на более мелком уровне, даже на уровне отношений различных ведомств, царит полная безответственность и, соответственно, безалаберность и бесхозяйственность.


Чтобы в этой системе, с её такими запрограммированными дефектами, подобных сбоев не происходило, все процессы, от самых малых, до глобальных, должны контролироваться едва ли не в ручную. Для того, чтобы делать это эффективно, каждый руководитель должен быть супер-человеком. Надо ли говорить, что в авторитарных системах супер-люди на руководящие должности не прорываются?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий