Идущий полным ходом в Беларуси (а, значит, и в Гомеле) Год
бережливости предоставляет неограниченные возможности и шансы для властей
любого уровня продемонстрировать свою эффективность и умение хозяйствовать, так
сказать, рачительно.
Вот в прошлом году (это, правда, ещё не был Год
бережливости) начали в Гомеле расширять дорогу по улице Барыкина. Проблема –
больная для всех гомельчан. Старая дорога – двухполостная, по которой, как
вспоминают старики, в 60-70 годах 2 машины в сутки проезжали. А теперь она связывает
с Центром весь Советский район, где живёт, между прочим, около 200 тысяч
жителей, то есть – почти половина всего населения города. Гомельчане знают, а
негомельчанам нетрудно представить, что здесь происходит в «часы пик».
Ну вот, взялись за благое дело: расширять.
Построили половину дороги весьма бодро, прямо не
нарадоваться было, упёрлись в развязку возле СШ № 3, и ушли «в себя». Ну, не
совсем в себя – под землю. С осени прошлого же года дорога больше не строится,
а строится какое-то сооружение на этой самой развязке, вполне возможно, что –
подземный переход.
В общем, строительство подземного перехода (или чего-то в
этом роде), продолжается осень-зима 2012 – зима – весна – лето 2013.
За это время, естественным образом, асфальт на проложенной
уже трассе пришёл в негодность.
А, поскольку качество наших дорог является неизменным
козырем в дебатах с соседними Россией и Украиной на тему «как Бацька сделал
хорошо», ничего удивительного в том, что испорченный асфальт на недостроенной
дороге переложили. Заменили на новый.
Качество снимка оставляет желать лучшего, прошу прощения, но
фотографировал из окна автобуса.
Итак, эффективность планирования строительства и
сопутствующая этой эффективности бережливость приводят в итоге к тому, что наши
гомельские власти перекладывают асфальт на… недостроенных дорогах. Между тем,
в, например, Новобелицком районе наберётся десяток мест, где даже на ямочный
ремонт в этом году средств не нашлось. Да и не только в Новобелицком…
В городе поговаривают, что бодрое строительство дороги
закончилось в связи с тем, что был арестован мэр Пилипец, город лишился Дажынок
и, соответственно, финансирования.
На самом деле, это – ни разу не оправдание. Я задаю себе (и
другим) вопрос: каков потенциал устойчивости такого государства, если стройка
жизненно важной для полумиллионного города магистрали зависит от одного лишь
чиновника-казнокрада? Насколько такая система способна решать проблемы граждан,
насколько она способна планировать и, самое главное, осуществлять развитие?
Ответ можно сегодня увидеть на улице Барыкина. Перекладывать
асфальт на недостроенных дорогах – это верх… ну, понятно: эффективности.
Эпизод второй.
Всего каких-то пару месяцев назад, всего в ста метрах от
этой самой злополучной улицы Барыкина, на мосту возле Завода измерительных
приборов, а также вдоль остановок общественного транспорта там же,
ремонтировали дороги, опять же, перекладывая асфальт.
Проходит пару месяцев, и сегодня мы видим там же… какой-то
текущий ремонт. С естественным распилом нового асфальта и, естественно, с
последующим укладыванием ещё более нового.
Это просто замечательный пример всё той же, пресловутой,
эффективности.
Я понимаю: там, в мосту, что-то, по всей видимости,
сломалось.
Но я думаю вот так. Вот я в Бельгии купил дочке детскую
сумочку, девичью. Красивая: плетение, розовые цветочки, всё такое. Ходила она с
ней в садик, в один прекрасный день возвращается – ремень оторван. «Ксюша
оторвала», - говорит. Ну, понятное дело: дети. Сажусь, пришиваю… Форс-мажор.
Форс-мажоры бывают у всех и везде. Но в случае с мостом
единственным форс-мажором может быть его обрушение. Не дай Бог, конечно.
Потому что ведь есть вся его документация, со сроками
эксплуатации, ведь ведётся же мониторинг износа, и вообще, может быть, этот
ремонт – плановый. Только планы эти, как видно, не учитывают маленьких деталей,
что придётся городской казне нести двойные расходы. Если планы не приводить в
порядок и не сопоставлять друг с другом.
На выходе мы имеем следующую ситуацию. У нас тут, в
Беларуси, Год бережливости. В этот самый год администрации студенческих
общежитий запрещают студентам пользоваться ноутбуками – экономят
электроэнергию. Хотя как можно получать современные знания и развиваться в
сегодняшних условиях, не пользуясь техникой, я лично не то, чтобы слабо, не
представляю вообще.
Одновременно в нашем городе городской бюджет спонсирует
двойную укладку асфальта на не построенную (!!!) дорогу, а также двойную
укладку асфальта там, где достаточно было обойтись разовой. Всё это – за наш
общий счёт, в ущерб другим дорожным покрытиям Гомеля. И виноватых нет!!!
Нет, и не будет. В первом случае мы имеем дело с одним
системным дефектом: в нашей стране, при отсутствии эффективной системы власти,
зашкаливает персонализация отдельных вопросов. Так, мэр Пилипец предполагал
построить дороги за счёт бюджета Дажынок. Но, вот, незадача: сел в тюрьму.
Бывает. Без Пилипца – ни Дажынок, ни дорог.
Во втором случае мы имеем дело с другим системным дефектом,
который, впрочем, сродни первому. В условиях излишней централизации и
персонализации, на более мелком уровне, даже на уровне отношений различных
ведомств, царит полная безответственность и, соответственно, безалаберность и
бесхозяйственность.
Чтобы в этой системе, с её такими запрограммированными дефектами,
подобных сбоев не происходило, все процессы, от самых малых, до глобальных,
должны контролироваться едва ли не в ручную. Для того, чтобы делать это
эффективно, каждый руководитель должен быть супер-человеком. Надо ли говорить,
что в авторитарных системах супер-люди на руководящие должности не
прорываются?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий