Поиск

понедельник, 9 августа 2010 г.

Нищета как главное оружие электоральной борьбы?


Итак, в Гомеле, как и по всей стране, проходит акция Движения «За Свободу» «Народная программа».

Вкратце, что это такое. Волонтёры и активисты Движения раздают гражданам из рук в руки незапечатанный конверт с почтовой маркой, где лежат: цветной буклет с тезисами предвыборной программы Александра Милинкевича, анкета, заполнив которую, гражданин может высказать свои замечания а также предложения по программе, анкета для вступления в инициативную группу Милинкевича (если вдруг такое желание у человека возникнет). Человек, прочитав программу, может просто заполнить одну из двух анкет, или обе, положить их в тот же самый конверт, в котором получил, и бросить в почтовый ящик.

По завершению акции эксперты Движения будут иметь возможность систематизировать все поступившие предложения, учесть их при подготовке окончательной версии предвыборной платформы Милинкевича и выйти, таким образом, на наиболее приемлемый для большинства белорусов вариант.

Собственно, не пиар «Народной программы» есть основной целью этого поста. Хочу в очередной раз, уже на таком примере, обратиться к феномену поддержки белорусской власти белорусским же народом.

Когда гомельские распространители «Народной программы» раздавали конверты на авторынке, автовладельцы и прочие автолюбители хватали их «на ура», некоторые просили по два, по три – чтобы передать друзьям и знакомым. «Лишь бы не Лукашенко», «Опостылело» - основные комментарии такого рода получателей.

Зато когда попадаешь с оппозиционной агиткой в депрессивное место, скажем, в малосемейку, там тебя на дух видеть никто не хочет. Люди, живущие в нищете, искренне убеждены, что лучше Лукашенко президента быть не может, и мы, белорусы, живём гораздо лучше, чем все соседи и не только соседи. Эти люди, нищие, всегда злые и обозлённые, довольны властью, и только с властью связывают свои надежды на улучшение уровня жизни.

Этот феномен давным-давно объяснён психологами и социологами. Есть, условно, очень упрощённо говоря, два типа людей: первые – инициативны, грамотны, умны, мобильны, образованные и, как следствие, небедны. Таким людям нынешний режим отчаянно мешает жить так хорошо, как они могут. У этих людей есть потенциал, и авторитарное белорусское государство просто лишает их возможности этот потенциал в полной мере реализовать, монетизировать, скажем так. Вот автолюбители на авторынках – это такие люди. Бедняки машины не продают и не покупают.

А есть ещё один вид белорусских избирателей: те, кто собственного потенциала как такового не имеет. Недостаток образования, какие-то не совсем полезные в современном динамичном мире личностные качества (лень, инертность и т. д.) делают их напрочь неконкурентоспособными в действительно равных условиях рыночной экономики и демократического государства. Они ждут, что кто-то, как при СССР, у богатых заберёт, им отдаст, и все будут жить пусть в нищете, но в равенстве. Даже если это убогое равенство.

Таким людям как воздух нужна «сильная рука», «справедливый отец нации», потому что сами они ничего не могут, и, что хуже всего, ни к чему не стремятся. И вот таких избирателей режим Лукашенко, постоянно артикулирующий тезами «социальной справедливости», полностью устраивает. Ибо он снимает с них всякую ответственность за собственную судьбу.

Если задуматься об этом, то становится совершенно понятно, почему никакой экономический кризис не приводит к социальному взрыву в Беларуси, почему рейтинг президента всегда стабилен (в среднем 42% - и мы уже поняли, каких именно людей в стране именно 42%). За всю историю «лукашизма» пик оппозиционных выступлений пришёлся на 2006 год – год максимально высокого уровня жизни среднего белоруса. Потому что когда что-то есть, хочется больше, а вот этого вот «больше» авторитарная система как раз-таки и не может предложить. Поскольку сама не в состоянии, а освобождение потенциала граждан несёт смертельную опасность для существования самое этой власти.

Парадокс в том, что нынешняя власть находится в ситуации, когда рост благополучия граждан чреват для неё, этой самой власти, перспективой быть «властью». Для поддержания «стабильности» режиму надо последовательно и аккуратно придерживаться стратегии «усреднённой бедности населения», с поддержанием мифа о том, что соседи живут ещё хуже, а у нас – всё впереди (только для этого надо ещё два, ещё три, ещё четыре президентских срока). И другого пути у этой власти нет.

Нет другого пути, как только бдительно следить, чтобы уровень жизни населения не превысил «усреднённый». Чтобы мы, в массе своей, не вырвались из нищеты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий