Поиск

пятница, 2 сентября 2011 г.

Чем сейчас занимается Лукашенко?..


История с диалогом между режимом, оппозицией, ЕС и Россией, типа предложенным Лукашенко, обрастает всё новыми подробностями.

Вчера неожиданно (неожиданно ли?) всплыла информация, что сие мероприятие крывавы рэжым уже обсуждал с министром иностранных дел Болгарии, который, судя по всему, выполняет роль посла ЕС: по крайней мере, говорится о том, что позицию белорусской стороны страны Европы будут обсуждать на встрече в польском Сопоте. И вот, в рамках этих переговоров, выясняется, что Лукашенко пообещал освободить четырёх политзаключённых (и это, кстати, вчера и было сделано), а до октября – всех остальных.

В связи с этим два замечания, две коротенькие реплики.

1) Появившаяся вчера информация о кулуарном торге ЕС и режима полностью подтверждает предположение, которое я высказывал в предыдущей статье на эту тему (см. «Одна бабка сказала…»), а именно: «Помочь ему сохранить какое-то подобие стабильности, влив сюда энное количество настоящих дензнаков, могут лишь Россия или Запад. Которых, кстати, в своём "предложении", Лукашенко тоже упомянул. Можно допустить, что он сейчас пытается добиться от этих сторон каких-то переговоров. Но оппозицию в этом процессе он может использовать только как ширму. И даже не саму оппозицию (её, как всегда, никто никуда не позовёт), а лишь саму декларацию о готовности диалога с ней. Вот, мол, нету у нас внутренней напряжённости, разговаривать собрались...».

Кулуарный характер переговоров ЕС и белорусской диктатуры, то, что демократическая оппозиция узнаёт об этом во всех смыслах последней, притом – из уст Лукашенко, во время его публичного выступления, уже о многом говорит. Как минимум, это говорит о том, что позиции белорусской оппозиции, её интересы и амбиции, мягко говоря, никого не волнуют. Договариваются серьёзные люди, и зря, в общем-то, засуетились всякие сторонники и противники диалогов. Никто их не спрашивает.

2) Между тем, если Евросоюз действительно настаивает на освобождении политических заключённых из гуманитарных соображений, а не для галочки (ну неудобно, право, в центре Европы в XXI веке люди сидят по тюрьмам за попытку выказать свои убеждения!), то как раз к некоторым заявлениям белорусской оппозиции стоило бы очень даже прислушаться.

Следует обратить внимание на то, что до сих пор Лукашенко выпустил только тех, кто написал прошение о помиловании. Что касается тех, кого не выпустил, то на них он просит ещё месячишко. Вопрос: зачем ещё месяц, если он может, при наличии доброй воли для диалога, выпустить их в любой момент, просто повисает в воздухе. Как, кстати, сразу же повисает и ответ.

На самом деле, что сейчас делает Лукашенко? Во-первых, он делает ровно то же, что делал и сразу после 19-го декабря – не изменилось ничего. Он выпускает тех, кто пишет ему прошение о помиловании. И, параллельно, пытается сломать тех, кто не написал. Таким же образом он действовал зимой, точно это же делает и сейчас.

И, во-вторых, он делает вид, что это – огромная уступка с его стороны. Вот, мол, поговорили с человеком из Болгарии, я четверых выпускаю (хотя прекрасно знает, что выпустил бы их и без этого разговора, ибо прошения уже, наверняка, лежали у него на столе). А остальных – через месяц выпущу, обязательно выпущу…

В этой связи очень важно появившееся на днях письмо из колонии экс-кандидата в президенты Николая Статкевича, который, помимо прочего, чрезвычайно рекомендует странам ЕС требовать от диктатора не только освобождения заключённых, но и полной их реабилитации, иначе, по мнению политика, всё это приведёт единственно к тому, что на тех, кто отказывается писать прошения, давление будет только усиливаться. Ломать будут сильнее.

Вот для этого-то, по всей видимости, Лукашенко ещё месячишко и понадобился: чтобы дожать тех, кого ещё дожать не получилось, выпустить их на своих условиях (точно так же, как он отпустил бы их и зимой, безо всяких диалогов), и преподнести это Западу как пропуск к диалогу (о кредитах, контрактах, инвестициях и прочих спасательных кругах).

Грубо говоря, на сегодняшний день ситуация такая, что всех великих дипломатов и переговорщиков от ЕС, Лукашенко традиционно имеет: ничего в своей политике не меняет, ведёт себя, как вёл, но, вот, уже и право вести переговоры и переговорах заслужил.. Пусть пока и с ничего не значащей фигурой из Болгарии. Великих же дипломатов и переговорщиков от оппозиции он вообще в упор не замечает. Короче, всё логично и традиционно.

Самым неожиданном образом появление информации о роли и миссии министра из Болгарии, а также об обещаниях Лукашенко, лишь подтвердило выводы, сделанные в предыдущей статье (см. «Одна бабка сказала…»): за «предложением» о диалоге, если смотреть с точки зрения именно гражданского диалога, ничего серьёзного не стоит. Мы наблюдаем сейчас очередную серию банального развода западных буржуев на бабки, и в этом процессе демократической оппозиции отведена лишь роль ширмы, а судьбам политзаключённых – разменной монеты.

По большому счёту, это проблемы ЕС: соглашаться ли с отведённой ему ролью «лоха», или вырабатывать какую-то адекватную позицию. Равно как и проблемы отдельных лидеров оппозиции: соглашаться ли с отведённой им ролью ширмы и легитимизитора усилий диктатуры по оттягиванию своего краха, или повести себя более выдержано и разумно.

К действительному же диалогу власть можно лишь принудить, увеличив свою поддержку в обществе (именно свою, оппозиции, а не протестные настроения как таковые, которые легко гасятся очередной индексацией) до критического уровня. Но для этого надо работать…

Комментариев нет:

Отправить комментарий