Поиск

среда, 25 сентября 2013 г.

Новый избирательный кодекс: власть, народ и оппозиция

2 октября «палатка» будет рассматривать изменения в Избирательный кодекс, и, вроде бы, нет ни малейших причин сомневаться, что она их примет.

Там, среди предложений, немало всяких правок и корректировок. Я не буду их даже вспоминать. В подобных делах всегда важен один пункт, а остальные вводятся для того, чтобы рассредоточить внимание общественности. И я потому не буду вспоминать все остальные, что я определился с тем, какой пункт мне кажется ключевым.

Самое главное, на что надо обращать внимание в этих грядущих изменениях в Избирательном кодексе, это отмена государственного финансирования избирательных кампаний.

Возьмём за аксиому тот простой факт, что деньги на политическую деятельность в Беларуси найти – дело чрезвычайной сложности. И высказывания самого Лукашенко в адрес бизнеса о том, что «полезете в политику – головы пооткручиваем!» совсем не выглядят шуткой. Ну и, беря это за аксиому, можно порассуждать о том, что же принесут эти изменения на практике всем заинтересованным сторонам.

1)      Для оппозиции. Для оппозиции это означает, что вечный аргумент в пользу участия в выборах ради того, чтобы «провести агитационную работу за ресурсы государства» становится неактуальным. Это качественно меняет планку ответственности оппозиционных сил (если предполагать, что они хотя бы изредка вспоминают об ответственности). Ответственная политическая сила теперь должна подходить к выборам, как хороший бизнесмен к своему бизнес-плану. Некачественная кампания будет означать выброшенные ресурсы. «Резвиться» бесплатно теперь не будет возможным, и за агитацию придётся платить. Соответственно, нужно изо всех сил стараться профессионализировать команды и подходы, чтобы месседжи хотя бы частично достигали своего адресата.
Можно, конечно, проводить имитационные кампании. Выдвигать «кандидатов», которые ничего не будут делать, но, находясь в списках, будут служить для демонстрации «мощи» той или иной политической силы. Но это уже не политика, это – цирк, или театр. А мы тут о политике разговариваем.
2)      Для населения. Как не только теоретик, но и практик, поделюсь наблюдениями: практически каждая избирательная кампания в местные Советы либо «палатку» демонстрирует нам действительно независимых самовыдвиженцев, о политических помыслах которых ранее не догадывалась ни власть, ни оппозиция. На парламентских «выборах» для такого города, как Гомель, таких активистов может быть человека 3-4. На местных – больше.
Здесь ничего нельзя поделать: тягу людей к участию в управлении государством невозможно истребить, и пока хотя бы формально свободные выборы будут хотя бы прописаны на бумаге, такие желающие будут находиться. Видимо, для власти это нежелательно: больше они участвовать в политической жизни страны не смогут. Они либо будут вынуждены отказаться от своих амбиций, либо искать точки соприкосновения с оппозицией. Власть их выдвижение не поддержит – она свои сценарии пишет заранее и команды «кандидатов» формирует через тщательные фильтры.
3)      Для власти. Власть этим нововведением преследует несколько целей. Есть цель, например, поставить под тотальный контроль все возможные финансовые источники политической деятельности в стране. Даже если происхождение средств власть отследить будет не в силах, она будет в состоянии зафиксировать, через кого эти средства поступили в избирательный фонд и «взять на карандаш».
Но, на мой взгляд, эта сторона проблемы – техническая. Самое главное, чего добивается власть такими действиями – изолировать простых людей, из числа активных, но не принадлежащих к оппозиции, от политического действа. Человек, не принадлежащий ни к одной организованной силе, априори вызывает бОльшее доверие, особенно если он местный. И на местных выборах он вполне может получить большинство.
Значит ли это, что власть боится, что народ, в том случае, если выдвиженец от их двора наберёт большинство, но не будет назначен депутатом, возмутится? Вполне возможно.
Значит ли это, что власть опасается политической активизации ранее неизвестных и неподконтрольных ей граждан с непредсказуемыми последствиями? Вполне возможно.
Много может быть вариантов. Но самое главное: власть добивается замораживания ситуации на уровне противостояния «власть - оппозиция». Она всегда стремилась поляризовать общество, разделить на «чэстных» и «нячэстных», не принимая полутонов и действуя всегда в русле прямого, линейного конфликта. Можно предположить, что осложняющаяся социально-политическая обстановка в стране вызывает у властей опасения возможного зарождения « третьей силы» - реально народного политического движения. И первых желающих власть выталкивает напрямую к оппозиции, чтобы сохранить комфортную и удобную, привычную для себя модель «черно-белого» общества.

Из всего вышесказанного можно сделать три вывода.

1)      Вывод первый состоит в том, что у оппозиции теперь сужается пространство для маневра и разнообразие сценариев действий в ходе электоральных кампаний. Ситуация, варианты теперь, опять же, полярны: или работать качественно, или имитировать (не работая вообще). К чему это приведёт – время покажет, прогнозировать трудно.
2)      Вывод второй состоит в том, что у оппозиции появляется дополнительная возможность укрепить свои ряды за счёт потенциальных самовыдвиженцев, которые сами теперь ничего сделать не могут. Кто этим сможет воспользоваться и как – время покажет.
3)      Вывод третий состоит в том, что власть, как видно, побаивается политической активизации населения, и это внушает надежду на то, что такая политическая активизация есть и на сегодняшний день уже существуют её симптомы.


Вполне возможно, что нововведение в итоге сыграет отнюдь не на руку властям. Потому что оно ставит и существующую оппозицию, и потенциальных политиков в качественно новые условия. Ситуации «расслабона» и безответственности, когда можно потренироваться «заниматься политикой» бесплатно, больше не будет. А это значит, что надо искать новые подходы и точки всеобщей кооперации. Либо расписываться в бессилии – рано или поздно, очевидной становится правда даже про гениальных имитаторов…

Комментариев нет:

Отправить комментарий