Поиск

пятница, 30 ноября 2012 г.

Страна "средней температуры по палате"


Интересны для белорусов данные очередного рейтинга «Индекс верховенства закона» («Rule of Law Index»), опубликованные на днях независимой организаций World Justice Project.

Согласно этим данным, Беларусь, относительно других, является, в общем-то, достаточно безопасной страной по мировым меркам.

Так, в дисциплине «порядок и безопасность» РБ занимает аж 33-е место в мире. По уровню «регулятивного правоприменения» - 35-е, что до «гражданского правосудия», то тут у нас целое 26-е место в мировом рейтинге, ну и по уголовному – 34-е.

Любопытно, учитывая, что в мире насчитывается более 200 стран, а что такое «административное правосудие» по-белорусски и насколько оно безопасно знает, наверное, каждый второй гражданин страны и каждый первый инакомыслящий. Насчёт уголовного правосудия, конечно, спектр затронутых его «безопасностью» и «справедливостью» будет не столь широк, однако различные бизнесмены и люди экономических специальностей, которыми сейчас забиты белорусские тюрьмы, думаю, могут немало интересного рассказать и по этой теме.

Всё становится намного яснее, если сопоставить эти параметры, по которым Беларусь – один из лидеров в мире, с некоторыми другими, по которым – отнюдь не лидер. Ну, или, лидер, но – с другой стороны турнирной таблице. Как, знаете, в школе говорят: «двойка» - это «пятёрка» вверх ногами.

Так вот, только на 91 месте в мире наша страна находится по «эффективности законодательного ограничения правительства». В англоязычной терминологии «правительство» - это вся система власти.

91 место – это примерно такой уровень, когда можно сравнивать: например, в африканской стране Х нету конституции, и там законодательные ограничения для властей = 0. А в Беларуси Конституция есть, хотя на неё все, кому положено, плевать хотели. Но она есть, поэтому эффективность = 0,1. Поскольку таких, как «страна Х», в мире существует ещё целый греческий алфавит, то у нас вполне законное всего лишь 91-е место.

Или вот. По «защите основополагающих прав» у нашей страны место уже 84-е. Это, конечно, ниже чем у всех европейских и ещё у четверти оставшихся в мире, но, наверное, повыше, чем у всех стран «греческого алфавита». Где-то 0,2.

«Прозрачность законодательства и властных структур»  - 87 место. Тоже невесело.

И если сравнивать показатели, по которым мы – в лидерах, с показателями, по которых мы – не в лидерах, и задумываться над этим, то получается что-то невесёлое.

У нас в стране «порядок и безопасность»? Позвольте, о какой безопасности может идти речь, если по уровню прозрачности органов власти и по законодательному ограничению полномочий власти мы – в хвосте, эти параметры у нас напрочь отсутствуют? Между прочим, безопасность – это ещё и гарантия безопасности твоей собственности, а у нас, как мы хорошо знаем, именно государство часто выступает в роли самого брутального грабителя. При отсутствии эффективных механизмов ограничения его, государства, полномочий.

О какой безопасности может идти речь, если по защите основополагающих прав Беларусь находится на 84-м месте? Основополагающие права, это, между прочим, ещё и право на жизнь, на неприкосновенность… Права, которые у нас никто не защищает.

Или вот, по уровню регулятивного правоприменения мы находимся на почётном 35 месте, в то время, как по прозрачности законодательства – на 87. Кто занимается правоприменением, на каких основаниях, каким образом – это всё те самые вопросы, ответы на которые выглядят совсем неблагополучно. И, тем не менее, картина такая.

Что до административного и уголовного правосудия, то по этим параметрам РБ на 26 и 34 местах соответственно. В то время, как по тем же самым гарантиям ограничения полномочий государства, по то же самой прозрачности законодательства и властных органов, по защите прав – в хвосте турнирной таблице.

Диво-дивное, как такое может быть… Как могут показатели практические находиться в таком отрыве от показателей теоретических, которые, казалось бы, призваны обеспечить основу для реализации практических?

Я подозреваю, что при расчёте рейтинга использовалась та же самая методика, которая используется при расчёте средней зарплаты в Беларуси: метод «средней температуры по больнице».

Тогда всё становится на свои места.

Для властей (в том числе и силовых), которые не имеют законодательных ограничений в полномочиях, жизнь в нашей стране более, чем безопасна. В отличие от большинства других граждан.

Основополагающие права властей (в том числе и силовых) очень хорошо защищаются отсутствием тех же ограничений на их полномочия.

Что до административного и уголовного правосудия, то, кому ж ещё в этой сфере будет комфортно, как не тем, кто это правосудие и осуществляет?.. Особенно, если учесть, что даже организация – автор рейтинга, одной из главных проблем нашей страны называет зависимость судей.

В общем, радужная картина. Средняя температура по больнице всегда – нормальная…


Комментариев нет:

Отправить комментарий