Интересны для белорусов данные очередного рейтинга «Индекс
верховенства закона» («Rule of Law Index»),
опубликованные на днях независимой организаций World Justice Project.
Согласно этим данным, Беларусь, относительно других,
является, в общем-то, достаточно безопасной страной по мировым меркам.
Так, в дисциплине «порядок и безопасность» РБ занимает аж
33-е место в мире. По уровню «регулятивного правоприменения» - 35-е, что до «гражданского
правосудия», то тут у нас целое 26-е место в мировом рейтинге, ну и по
уголовному – 34-е.
Любопытно, учитывая, что в мире насчитывается более 200
стран, а что такое «административное правосудие» по-белорусски и насколько оно
безопасно знает, наверное, каждый второй гражданин страны и каждый первый инакомыслящий.
Насчёт уголовного правосудия, конечно, спектр затронутых его «безопасностью» и «справедливостью»
будет не столь широк, однако различные бизнесмены и люди экономических
специальностей, которыми сейчас забиты белорусские тюрьмы, думаю, могут немало
интересного рассказать и по этой теме.
Всё становится намного яснее, если сопоставить эти
параметры, по которым Беларусь – один из лидеров в мире, с некоторыми другими,
по которым – отнюдь не лидер. Ну, или, лидер, но – с другой стороны турнирной
таблице. Как, знаете, в школе говорят: «двойка» - это «пятёрка» вверх ногами.
Так вот, только на 91 месте в мире наша страна находится по «эффективности
законодательного ограничения правительства». В англоязычной терминологии «правительство»
- это вся система власти.
91 место – это примерно такой уровень, когда можно
сравнивать: например, в африканской стране Х нету конституции, и там
законодательные ограничения для властей = 0. А в Беларуси Конституция есть,
хотя на неё все, кому положено, плевать хотели. Но она есть, поэтому
эффективность = 0,1. Поскольку таких, как «страна Х», в мире существует ещё
целый греческий алфавит, то у нас вполне законное всего лишь 91-е место.
Или вот. По «защите основополагающих прав» у нашей страны
место уже 84-е. Это, конечно, ниже чем у всех европейских и ещё у четверти
оставшихся в мире, но, наверное, повыше, чем у всех стран «греческого алфавита».
Где-то 0,2.
«Прозрачность законодательства и властных структур» - 87 место. Тоже невесело.
И если сравнивать показатели, по которым мы – в лидерах, с
показателями, по которых мы – не в лидерах, и задумываться над этим, то
получается что-то невесёлое.
У нас в стране «порядок и безопасность»? Позвольте, о какой
безопасности может идти речь, если по уровню прозрачности органов власти и по
законодательному ограничению полномочий власти мы – в хвосте, эти параметры у
нас напрочь отсутствуют? Между прочим, безопасность – это ещё и гарантия
безопасности твоей собственности, а у нас, как мы хорошо знаем, именно
государство часто выступает в роли самого брутального грабителя. При отсутствии
эффективных механизмов ограничения его, государства, полномочий.
О какой безопасности может идти речь, если по защите
основополагающих прав Беларусь находится на 84-м месте? Основополагающие права,
это, между прочим, ещё и право на жизнь, на неприкосновенность… Права, которые
у нас никто не защищает.
Или вот, по уровню регулятивного правоприменения мы
находимся на почётном 35 месте, в то время, как по прозрачности
законодательства – на 87. Кто занимается правоприменением, на каких основаниях,
каким образом – это всё те самые вопросы, ответы на которые выглядят совсем
неблагополучно. И, тем не менее, картина такая.
Что до административного и уголовного правосудия, то по этим
параметрам РБ на 26 и 34 местах соответственно. В то время, как по тем же самым
гарантиям ограничения полномочий государства, по то же самой прозрачности
законодательства и властных органов, по защите прав – в хвосте турнирной
таблице.
Диво-дивное, как такое может быть… Как могут показатели
практические находиться в таком отрыве от показателей теоретических, которые,
казалось бы, призваны обеспечить основу для реализации практических?
Я подозреваю, что при расчёте рейтинга использовалась та же
самая методика, которая используется при расчёте средней зарплаты в Беларуси:
метод «средней температуры по больнице».
Тогда всё становится на свои места.
Для властей (в том числе и силовых), которые не имеют
законодательных ограничений в полномочиях, жизнь в нашей стране более, чем
безопасна. В отличие от большинства других граждан.
Основополагающие права властей (в том числе и силовых) очень
хорошо защищаются отсутствием тех же ограничений на их полномочия.
Что до административного и уголовного правосудия, то, кому ж
ещё в этой сфере будет комфортно, как не тем, кто это правосудие и
осуществляет?.. Особенно, если учесть, что даже организация – автор рейтинга,
одной из главных проблем нашей страны называет зависимость судей.
В общем, радужная картина. Средняя температура по больнице
всегда – нормальная…
Комментариев нет:
Отправить комментарий