Поиск

вторник, 31 июля 2012 г.

Жизнь людей ничему не учит…


В выходные у гомельского стадиона «Центральный» выстраивались огромные очереди за билетами на матч местного ФК «Гомель» с легендарной британской командой «Ливерпуль».

Между тем, как сообщил директор клуба в своём «твиттере», 90% билетов заранее выкупили предприятия, рассчитываясь «безналом».

Эта очень интересная ситуация, когда простые болельщики не могут попасть на стадион, чтобы поболеть за родной клуб, а вместо них всё решает столь характерная для Беларуси система централизованного распределения, впрочем, не нова.

В 2001 году подобный случай уже был. И я могу детально его вспомнить.

Тогда сборная Беларуси по футболу, под руководством Эдуарда Малофеева, который тогда был ещё в форме и о религии вспоминал меньше, чем о футболе, РЕАЛЬНО боролась за выход в плей-офф отборочного турнира к чемпионату Европы.

Боролась, между прочим, со сборной страны- соседки – Украины. И, надо сказать, был ещё один на тот момент важный фактор: «звезда» Андрея Шевченко именно в тот момент как никогда ярко и стремительно покоряла европейский футбольный небосклон.

В общем, матч в Украине закончился вничью, матч же в Минске вызывал огромный ажиотаж, ажиотаж, можно сказать, беспрецедентный.

Схожесть ситуации с сегодняшней в том, что тогда также 90% билетов были перераспределены через предприятия.

Специфика ситуации в те дни, в 2001 году, заключалась в том, что матч проходил накануне президентских выборов, и, видимо, по замыслу властей, его планировали превратить в зрелище, символизирующее единый порыв белорусского народа к победе.

Победы, кстати, не случилось. Тот самый А. Шевченко, который ныне «подвязал» с спортом и пошёл в политику, забил два красивых гола, и в плей-офф вышла Украина.

Но – не об этом.

Распределение билетов через предприятия и профсоюзы привело к тому, что огромное количество вожделенных пропусков на футбол досталось вполне благонадёжным идеологически, но совершенно равнодушным к собственно футболу, людям. Иными словами, неожиданно выяснилось, что далеко не все члены официальных профсоюзов, а также проверенные сторонники власти, готовы идти на футбол и там изображать единый порыв к победе.

Эти люди вполне здраво рассудили, что лучше пусть уж этим занимаются истинные патриоты, в результате чего в Минске буквально расцвёл чёрный рынок перепродажи билетов на этот матч. Их продавали в открытую возле стадиона, через знакомых, а также по объявлениям. Интернет тогда ещё, как говорится, «не решал».

Цены загибались баснословные, по меркам тогдашней, отнюдь не «пятисотдолларовой», Беларуси. Я, например, за пять часов до матча, купил билет, номинальная стоимость которого была, точно уже сейчас не скажу (не помню), но в районе 3 тыс. белорусских рублей – за 25 тысяч я его купил. И был очень и очень счастлив, поскольку из 45 гомельских болельщиков, которые ночевали в автобусе возле касс стадиона (об этом даже «Прессбол» тогда написал), лишь у меня одного билет был.

Впрочем, история имеет настоящий happy-end. Стадион всё же оказался заполнен. Только сев на трибуну со своим, неизвестно во сколько раз дороже купленным билетом, я начал замечать знакомые лица, которые, также по билетам, проходили на этот же либо соседний сектора. Через 10 минут после начала матча на футбол попали практически все желающие.

Что случилось? – спросите Вы? Я тогда задался точно таким же вопросом.

А случилось вот что.

Примерно начиная с времени «за 10 минут до матча» те, кто хотел продать свой билет втридорого, вдруг начали понимать, что имеют реальный шанс остаться «с носом» - покупателей больше не находилось. Самим идти на футбол большинству держателей всё же не хотелось. На предприятиях умеют так распределять, чтобы каждому доставалось именно то, что ему вообще не нужно.

В результате вся эта толпа, стоящая для того, чтобы сбыть с рук ненужный кусок бумаги, забегала среди болельщиков, продавая билеты сначала по номиналу, потом – по цене всё ниже, и, в конечном итоге, многие даже дарили свои билетики минут через 10-15 после начала матча.

Это реальная история, реальное следствие такого «билетного» распределения, свидетелем которого я лично был.

Повторит ли Гомель сей печальный опыт, мы пока не знаем. Я буду рад, если наш клуб проведёт матч не при полупустых трибунах. Однако печально то, что в нашей стране никто опыт прошлого не анализирует, и «работы над ошибками» не проводит.

Потому что основания опасаться, что события будут развиваться по худшему сценарию, есть. Я, например, вполне уверен, что при нынешних временах, перепродавать билеты уже будет совсем не так просто, как 11 лет назад. В обществе всё «схвачено», и заниматься такими «болельщиками» есть кому.

А это значит, что, если предприятия будут распределять выкупленные ими билеты по старым схемам (неважно, какой ты болельщик и любишь ли ты вообще футбол, получи!), то они, эти билеты, вполне могут остаться пылиться на столах и на полках…

2 комментария:

  1. Петр, спасибо за материал, очень интересно.

    К большому сожалению, маразм крепчает. Товарищ Поболовец накануне заявил, что, мол, нельзя допустить, чтобы половина стадиона болело за "Ливерпуль". А почему нельзя?
    Ведь при всем уважении к "Гомелю" количество болельщиков этого клуба на несколько порядков уступает количеству оных у "Ливерпуля".
    Но у нас логика своя, местная, и не дай Бог ее понять когда-нибудь.

    ОтветитьУдалить
  2. Я, кстати, в этой логике с ним согласен. Не важно, сколько по всему миру болельщиков у Ливерпуля, а сколько - у Гомеля. Важно что это гомельская домашняя встреча. И на ней должны быть в первую очередь гомельчане. всякие там поклонники Ливерпуля из москвы или Пскова - гости, и им доступ должен быть во вторую очередь.

    ОтветитьУдалить