Жизнь, как правило, соткана из противоречий. А если человек
выдающийся, то противоречия могут продолжаться и после его смерти.
Сам Владимир Высоцкий, при жизни, очень не любил, и
практически никогда не разрешал другим исполнителям петь его песни. Прямо об
этом говорил, сохранились многочисленные записи подобных слов. По его мнению,
авторская песня тем и хороша, что в ней присутствует частица души автора, и
другие исполнители, хотя у них может быть и музыкальное образование, и вокальные
данные, могут петь не хуже, может быть, даже лучше, но – не так… И этим всё
было сказано.
Но одновременно из многочисленных воспоминаний о Высоцком,
из многих его реплик, становится понятным, что актёр, исполнитель и автор,
больше всего хотел остаться в истории именно Поэтом, а пение под гитару считал
лишь манерой исполнения, в которой удобно задавать ритм и ту тональность,
которая, по мнению автора, наилучшим образом подходит для конкретной ситуации и
конкретного содержания.
А ещё Владимир Семенович, надо полагать, боялся и не хотел
формализации, если можно так выразиться, своего образа и творчества после
смерти. И наилучшим образом это отразилось в его произведении (я именно говорю:
«произведение», поскольку даже сам он исполнял его как под музыку, так и в виде
стихотворения) «Памятник».
С точки зрения чистой логики, все эти желания абсолютно
противоречат друг другу. Поэт живёт в сердцах и умах людей до тех пор, пока
есть люди, которые хотят не только сами читать его произведения, но исполнять
их, декламировать, доносить до других. Я никогда не стыжусь говорить, что у
меня есть настольные книги, которые я перечитывал уже, наверное, раз по
двадцать, и каждый раз находил в них что-то новое. Гениальность литератора,
поэта или прозаика, всегда видна именно по этому критерию: простые слова,
которые есть в лексиконе каждого пролетария, могут складываться в такие
комбинации, которые содержат невероятное множество контекстов и подтекстов, и
каждый, каждый без исключения человек, может найти в них что-то для себя, равно
как и может постоянно открывать в них что-то новое, продолжая обращаться к этим
простым словам.
Сегодня по всему бывшему СССР будут проходить и уже проходят
различные творческие мероприятия, на которых совершенно разные люди, с разным
уровнем артистических способностей и возможностей для понимания и восприятия
будут петь и читать стихи Высоцкого. Только в Гомеле запланировано два таких мероприятия,
и, я думаю, такая же картина и во всех других городах.
И это, на мой взгляд, прекрасно.
Феномен Поэта в том числе и в том, что он
сумел подобрать ключ к каждому из нас, а его творчество, его произведения, его
стихи, это почти всегда – истории личностей либо о личностях, и это,
практически всегда – наши с вами истории, и не имеет значения, от чьего лица
они рассказываются: моряка, лётчика, футболиста, волка, микрофона, автомобиля…
Творчество Высоцкого – это сама жизнь, а жизнь, несмотря ни на что,
продолжается, и продолжается она всегда.
Этот – признак гениальности и всенародное признание
Высоцкого именно Поэтом, как он того и хотел.
Каждый раз, когда в уже давно известном мне произведении Поэта
я нахожу для себя что-то новое, какой-то незамеченный ранее акцент, какую-то не
понятую ранее мысль, каждый раз Поэт Высоцкий рождается заново.
Сегодня – юбилей Поэта.
С Днём рождения, Владимир Семёнович.
Написал для блога
на сайте "Белорусский партизан"
Комментариев нет:
Отправить комментарий