То, что Лукашенко в пятницу посетил Купаловский театр, и
какие по итогам своего визита сделал выводы, это – казус вдвойне. Во-первых,
само по себе посещение Лукашенко театра – это уже казус. Во-вторых,
удивительно, что это произошло в пятницу, а не сегодня, в понедельник 1 апреля.
Впечатляющие речи на выходе из культурного места впечатляют
своей государственной мудростью. Особенно в той части, которая касается
самоокупаемости, или же, ну, хотя бы всего лишь 15% поддержки со стороны
государства. Звучали бы эти слова из уст кого-то другого, их можно было бы
слушать, читать, воспринимать по-разному. Или по-другому. Но когда речи о
самоокупаемости театра звучат из уст человека, чьими стараниями процветает
крайне неэффективная система дотаций всей экономики, которая её, экономику,
откровенно гробит, это звучит парадоксом. Ну, или дуростью, достойной 1-го
апреля. Ведь недаром этот день называют не только днём шуток и веселья, но и –
Днём дураков.
Вот у нас сейчас март уже закончился, и, туда-сюда, страна
впадёт в истерику посевной. Мы тут поднапряжёмся, поднапечатаем рублишек,
пособираем деньжат с банков в виде грошовых, если не даровых кредитов, и в
очередной раз продотируем сельскохозяйственных производителей, что на выходе
выльется хорошо если в нулевую рентабельность, а скорее же всего – в глубокий
минус. Минус, сопровождаемый громкими заявлениями о том, что «мы накормили
народ», как будто вокруг нас царит голод, и «в этом бушуюшчэм морэ есць цихий
астравок».
На самом деле, рассуждать о самоокупаемости театров, другой
рукой бесконечно дотируя убыточное сельское хозяйство и неэффективную
промышленность, это, мягко говоря, означает, переворачивать всё с ног на
голову. Как ты эту промышленность и с/х не крути и не верти, а именно это –
основа экономики, и именно эти субъекты должны зарабатывать деньги. Культура –
это не экономика, опять же, как ты её ни крути. И если бы промышленность и
сельское хозяйство у нас работали, а не дотировались под лобби и приписки, то они
бы зарабатывали деньги и на себя, и на детей с пенсионерами, и на, между
прочим, ту же самую культуру. Которая дотируется во всём мире.
И если упростить всё это до уровня банального здравого
смысла, то коротко сформулировать всё можно примерно так: театр дотировать
надо, а промышленность и сельское хозяйство – нет. Но здравым смыслом в
Беларуси не пахнет уже очень давно, поэтому у нас всё происходит с точностью
наоборот: экономику дотируем, культуру – нет. Надеемся на её самоокупаемость.
Такой вот у нас, с позволения сказать, «локомотив экономики».
Когда театрами с одной стороны, и промышленностью с сельским
хозяйством – с другой, начинают (и продолжают в течение двух десятков лет)
заниматься люди, которые не понимают ни в театрах, ни в экономике, результат
получается до смешного предсказуемым.
Загибаются и театры, и экономика.
С сожалением надо констатировать, что это, как раз,
белорусский случай.
Для "Белорусского партизана"
Для "Белорусского партизана"
Как раз сельское хозяйство очень во многих развитых странах и защищается и дотируется. В отличие от культуры. Культура в СССР дотировалась, но с определенной отдачей. Вы готовы на те условия?
ОтветитьУдалить1) подкрепляйте фактами свои высказывания
Удалить2) и каким боком Беларусь относится к развитым странам? А тем более к СССР?
:))) Уже многие годы одно и то же :)) Как ни напишешь про сельское хозяйство, как моментально тебе скажут, что оно якобы везде дотируется.
ОтветитьУдалитьРассказать вам, как оно дотируется, например, в Швеции?
Там государство платит фермерам субсидии при условии, что они НИЧЕГО выращивать не будут, а засадят свои участки лесом.
Потому что себестоимость шведской продукции с/х выходит, учитывая уровень оплаты труда и цен в этом государстве, в несколько раз выше импорта, например, из южных стран, Италии или Испании. Таким образом государство защищает и свой рынок, и своих фермеров от разорения, и, заодно, свою экологию.
Вы мне скажете, что в Испании дотируется сельское хозяйство? Тогда объясните мне, кто его так дотирует, что в моём магазине, возле дома, испанская клубника по 60 тыс. за килограмм. А у нас и в сезон, и наша, и худшая - дороже?
Да, дотируется с/х везде, но, вообще-то, дотируется оно по разному, в зависимости от реальной коньюктуры. А не по личной прихоти какого-то одного крестьянина, который решает, кого дотировать, а кого - нет, исходя из опыта собственной молодости.