Поиск

понедельник, 18 октября 2010 г.

Мелкой рыбы тут не водится


Часто приходится слышать: в Беларуси, по сравнению с Украиной, Россией и кучей других стран, коррупция практически побеждена.

При этом главный аргумент в пользу этой точки зрения до наивности прост и очевиден: гаишники тут взяток не берут.

О чём-то подобном написала сегодня и белорусская Интернет-газета «Ежедневник». В числе не берущих указаны также врачи, преподаватели ВУЗов и прочие, объективно говоря, простые граждане.

Спорить с очевидным смысла нет: действительно, ни на дорогах, ни в ВУЗах подаяния уже не в моде. За это могут и посадить, и очень много сажают. Я от себя ещё добавлю: договориться с украинским или российским пограничником или таможенником можно, причём недорого, а вот с белорусскими – лучше не соваться. Бесполезно.

Но вот ведь вопрос, который всё равно на поверхности: можно ли на основании этого считать, что в Беларуси нет коррупции?

По данным международной организации Transparency International, наша страна находится на 184 (!!!) месте в мире по индексу восприимчивости к коррупции. Этому способствует буквально всё: авторитарный режим (сосредоточение властных полномочий в руках узкого круга лиц), зависимость от исполнительной власти правохранительных органов и спецслужб, подчинённость судов непосредственно той же исполнительной власти, крайне ограниченная аудитория и неразвитость независимых СМИ, которые в другой ситуации могли бы осуществлять функции гражданского контроля.

Как может такое быть, что в такой стране коррупции может не быть?

Буквально всё способствует тому, чтобы чиновники и менты брали взятки, и взятки по-крупному: всё в их руках, и ничего помешать не может. Кто хочет заниматься бизнесом и что-то зарабатывать – должен делиться!

И вот ответ на этот вопрос.

Последние несколько лет антикоррупционную программу в стране реализовывал Комитет государственного контроля. По какому-то наитию свыше заглянули туда сотрудники КГБ.

В течение последних месяцев уголовные дела по факту коррупционных преступлений заведены на 5 высших должностных лиц (от подполковника) КГК, и как раз именно тех, кто борьбой с коррупцией и должен был заниматься!

«Ежедневник» пишет, что не только врачи и преподаватели перестали брать взятки, но и чиновники: мол, не слышно в последние годы о крупных делах!

Позвольте, а у кого же тогда брали взносы вот эти вот «борцы», которые отправляются за решётку сейчас? Как может быть такое в стране, что коррупция существует только в антикоррупционных органах? Для того, чтобы взятку дали антикоррупционному следователю, надо чтобы до этого кто-то также её получил, и, видимо, немаленькую! Да и почему о делах не слыхать – тоже, ведь, понятно: как о них может быть что-то слышно, если как раз через самое главное антикоррупционное ведомство проходили огромные деньги – за что? Только за то, чтобы не вылезли «хвосты» других мздоимцев!

Откуда же будет слышно?

А граница, про которую я упомянул? Да, на белорусских рубежах двадцаточку погранцу за проезд без очереди не всунешь – не возьмут. Мелочь. Зато следователь прокуратуры Светлана Байкова, которая распутывала клубок дел, связанных с огромными партиями контрабандного товара, нелегально, с позволения высших чинов Погранкомитета и того же КГБ, пересекавших границу, до сих пор сама находится под следствием.

Все соседние страны, и большое количество белорусских бизнесменов знают, какого размаха достигает коррупция на белорусской границы: но, только, в крупном размере. Там, где дело идёт о фурах товара и сотнях тысяч долларов. А по-мелочи… Да, не берут.

Суть любой диктатуры в том, что у власти находится узкая группа людей, реализующих свои узкоклановые интересы. В эти интересы не входят мелочные поборы обычных гаишников – от этого нет толковой прибыли никому, а простой народ всё замечает и недовольствует. Здесь надо по-другому: совсем немного людей имеют доступ к материальным благам. Эти люди: власть и её аппарат, и узкий круг готовых вечно «отстёгивать» бизнесменов. Всякие там рядовые пограничники и преподаватели в этот круг не входят со своими «двадцаточками» - высшей власти проку от этого никакого, а простые граждане страдают.

Простых граждан все эти дела вообще не должны касаться. Все эти дела, которые подразумевают деньги.

Деньги между собой распределяют те, кто «ближе к Богу». Простые граждане же должны жить и работать. Получать за свой труд мизер, и набивать карманы господствующей клике: бизнесмены-монополисты реализуют им свои товары и услуги (как правило, втридорого – сравните цены в Беларуси и хотя бы в Польше), после чего «откатывают» часть денег во власть (а без этого они не будут монополистами, да и вообще работать не смогут).

И так «подведомственный» народ доится, доится и доится – до бесонечности, прозябая в нищете, кормит союз диктатуры и скрытой олигархии. Успокоенный тем, что «гаишники тут взяток не берут». Правильно, не берут! Они – такие же, как вы!

Мелкой рыбы в омуте диктатуры не водится…

Комментариев нет:

Отправить комментарий