Поиск

суббота, 9 апреля 2011 г.

Почему «прессуют» Усса?


Набор обвиняемых именно в организации массовых беспорядков в Минске 19 декабря удивляет, если не сказать больше.

В первую очередь удивление, граничащее с изумлением, может вызвать наличие среди обвиняемых по этой статье экс-кандидата Дмитрия Усса. Который, оказывается, был одним из трёх главных организаторов Площади.

Само по себе это абсурд. Дмитрий Усс всю избирательную кампанию смешил белорусов своим, прошу прощения, косноязычием, отсутствием навыков публичного человека и политика. Вкупе с неожиданным появлением на политической сцене это вызывало подозрения в том, что он «подсадной». Вдобавок ко всему, не было у него ни финансовых, ни людских ресурсов для того, чтобы что-то там организовывать вообще, я уж не говорю – Площадь, да ещё и с погромами.

Я прошу прощения у Д. Усса за эти слова: время и поступки показали, что он, мало того, что не «подсадной», так ещё и заслуживает огромного уважения как человек, личность. Но, из песни слов не выкинешь: кампания проходила в таком русле, и тем удивительнее то, что на сегодняшний день именно он, самый безобидный из всех, оказался одним из немногочисленных «козлов отпущения».

Все мы знаем, что такое белорусское «правосудие». Кого захотят – посадят. Что выгодно – то и «пришьют». Так почему же выбор пал на Усса? Чем именно он, будучи практически самым безобидным и неопасным, так провинился перед Лукашенко, что его было решено назначить «крайним»?!

Рискну выдвинуть свою версию.

В целом её можно сформулировать так: среди всех кандидатов, именно Усс для Лукашенко был самым неудобным. Звучит парадоксально?! Попробую объяснить.

Во-первых, Усс для Лукашенко, как и для всех остальных, был не просто «тёмной лошадкой», а ещё и совершенно неожиданно появившейся из недр белорусского общества «тёмной лошадкой». Все остальные оппозиционные кандидаты (про безусловно подсадного Терещенко я молчу) изучены спецслужбами вдоль и поперёк, многие из них непосредственно ими же и контролировались напрямую, многие – опосредовано, через агентов влияния. Все они известны общественности много лет как политики либо просто активные независимые граждане, и от каждого власти знали, чего ожидать. Грубо говоря, все они – из одной «песочницы», той самой общественной резервации, которая называется «белорусская оппозиция». Власть бдительно следит за тем, чтобы оппозиционные настроения не вышли за рамки этой резервации, и тут вдруг появляется какой-то Усс! Человек со стороны, который замахнулся на святое!

Усадить именно его за решётку. Для властей эта задача равносильно задаче сделать посыл всему белорусскому народу: замахиваться на святое, на престол, не дадим! Резервация существует, на потеху режиму и в утешение Западу, но вы, господа-товарищи белорусы, даже не думайте высовываться! Решитесь – будет как с Уссом! Простому белорусу в политике делать нечего…

Вот такой вот месседж – одна из задач запланированной посадки Усса. Но это ещё самая малая из причин, по которой именно Усс был для Лукашенко наиболее некомфортен.

Феномен Усса в том, что он, не имея никаких ресурсов для политической деятельности, как сказано уже выше, был своеобразным сигналом белорусскому обществу: гражданин может и должен идти в политику. Этот сигнал властям нужно перебить.

Но этот сигнал – он не только для простых людей был. Вторая отличительная черта Усса в том, что он – не просто гражданин, а бизнесмен.

Не крупный, конечно, не олигарх, но и не малый: какой-то там у него издательский дом, или что-то в этом роде. В общем, вполне себе конкретный представитель среднего капитала. То, что страшнее всего для Лукашенко.

Помните его высказывания в адрес предпринимателей? «Сунетесь в политику – свернём головы», - вещал «гарант». Вот то-то и оно…

Аполитичные ранее граждане Беларуси, ещё и финансово независимые от работодателя, со своими деньгами и доступом к другим видам ресурсов… Если они, вдруг, массово пойдут в политику, защищать свои права, на свою собственность, на своё дело, на свободу вести эти дела и на гарантии праведного суда, в случае чего… От режима не останется ничего в очень короткий промежуток времени. Белорусы, да ещё с белорусскими деньгами?! Это вам не «горстка отморозков, шакалящая у посольств». Тут есть чего испугаться.

Ну, и, почему бы именно этим простым белорусам с простыми белорусскими деньгами не пойти в итоге в политику, если, вот, Усс пошёл – и ничего?! Почему бы им не замахнуться на престол, если будет положительный пример мужественного человека как раз такого рода?

Усс, на самом деле, это был не просто косноязычный кандидат. Усс – это был кандидат-симптом для власти. Симптом того, что Беларусь подходит к той стадии, когда все слои населения, в том числе и самые сильные (такие, как бизнес) встанут на борьбу с опостолевшими колхозными смотрящими. И власть, по своей любимой стратегии, борется сейчас не с самой болезнью (инвалидная система госуправления), а с симптомом: экс-кандидатом Дмитрием Уссом.

И ещё Усс был кандидатом-сигналом. Сигналом для общества, просто говорящим: «Вставайте, как я, терпеть больше не возможно!». И власть сейчас борется даже не с самим Уссом как с человеком, а именно что: душит этот сигнал. Чтобы его никто не услышал, а кто услышал – сделал «правильные выводы».

Мораль сей басни такова.

В предстоящем процессе Дмитрий Усс – не герой второго плана. Если борьба Лукашенко с определёнными оппозиционными лидерами, это, по традиции, борьба, направленная на то, чтобы усмирить наиболее буйных в оппозиционном гетто, чтобы жить спокойно, не ожидая сюрпризов.

Одновременно процесс против Усса – это борьба с симптомами выздоровления белорусского общества, попытка загнать обратно, фигурально выражаясь, под лавку, весь протестный потенциал широких слоёв населения. Которые имеют не только свой собственный, человеческий потенциал, но и огромные коллективные материальные ресурсы. И всё это вместе, если в один момент консолидируется, попросту сметёт белорусский режим.

Это ещё и очередное действие в многоходовой партии «Изоляция оппозиции».

Поэтому солидарность и поддержка Дмитрию Уссу со стороны оппозиции должна быть не меньше, чем остальным своим. Какой бы он ни был, какое бы впечатление не произвёл в ходе предвыборной кампании, но именно он сегодня – первая ласточка пробуждающегося белорусского народа, первый вестник скорого стратегического союза этого народа с оппозицией.

Союза, который действительно сможет изменить ситуацию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий