Поиск

понедельник, 25 апреля 2011 г.

Неконтролируемые контролируемые?


Задержание в Гомеле одного из лидеров Партии БНФ Алеся Калиты и вполне обоснованные опасения его соратников относительно возможных попыток «пришить» ему участие в теракте наталкивают на новые размышления о роли и месте оппозиции в белорусском обществе.

На этот раз хочу посмотреть на вопрос с такой точки зрения.

Среди людей, которые мнят себя умными и думают, что способны «читать между строк» и видеть то, о чём вслух не говорится, бытует (и весьма распространено) мнение о том, что вся белорусская оппозиция – карманный проект власти, удобная ширма, которая тотально контролируется через прямых агентов влияния либо через слабости отдельных лидеров.

Теория была бы похожа на правду, если бы не одна логическая нестыковочка.

Давайте прикинем: зачем белорусской диктатуре терпеть у себя в стране оппозицию? Зная характер Лукашенко, можно предполагать, что для него было бы весьма комфортно, если бы в стране вообще никто вслух не вякал, даже если у него нет доступа к СМИ.

Но оппозицию не уничтожают, хотя бы могли сделать это одной левой, в том числе – и в физическом смысле.

Правильно, оппозиция действительно нужна, как «ширма» для международных отношений. Чтобы сохранить хотя бы минимальную политическую респектабельность и иметь предмет для диалогов с международными партнёрами.

Конечно, с такой точки зрения можно согласиться, что режиму выгодно наличие как раз карманной и контролируемой оппозиции, которая будет полностью отвечать поставленной задаче: не нарушать покой действующей власти и придавать ей определённую легитимность на международной арене.

И, как видим, многие склонны считать, что именно таково положение дел в Беларуси сегодня.

Однако, в связи с этим, возникает один простой вопрос.

Если оппозиция у нас карманная и контролируемая, то какой смысл режиму постоянно громить её таким образом, что это вызывает международные дипломатические конфликты и даже санкции?

Получается очень заметное противоречие: режим ведёт себя по отношению к оппозиции как к открытому врагу, и получает в ответ от международного сообщества такую реакцию, что невольно призадумаешься: а действительно ли такая оппозиция выгодна и нужна Лукашенко?

Либо все распространяемые домыслы о «контролируемости» (типа высказываний полковника Бородоча) – всего лишь игра спецслужб, призванная подорвать доверии к оппозиции и между её основными игроками?

Комментариев нет:

Отправить комментарий