Поиск

вторник, 21 декабря 2010 г.

Первые реплики


То, что произошло вечером в воскресенье 19-го декабря даёт богатейшую пищу для анализа. Который, безусловно, должен лечь в основу «работы над ошибками».

Для того, чтобы делать какие-то глубокие и далеко идущие выводы, ещё явно не пришло время. Надо дождаться решения судьбы кандидатов в президенты, полноценной картины внешнеполитического расклада, с учётом всего произошедшего. Много чего надо.

Но первые выводы, самые, что называется, поверхностные, мы сделать уже можем.

Итак, вывод номер раз. Лукашенко впервые однозначно проиграл выборы электорально. Если в 2006-м году он нарисовал себе 83%, то независимые экзит-пулы показали 53%. Фальсификация налицо, но и факт победы в первом туре тоже, к сожалению, на лицо.

В этом году всё получилось качественно иначе. Нарисовать себе 79% Лукашенко смог – что ему помешает? Но вот независимая социология показывает, что набрать он смог никак не больше 40% голосов, наиболее похожей на правду выглядит цифра в 37%. Оппозиционные кандидаты (которых условно можно назвать единым «кадидатом Х» - альтернатива Лукашенко) в общей сложности набирают 44%. Это – тоже не победа в первом туре, но… думаю, нет сегодня никаких сомнений, что, если бы был тур второй, то Лукашенко бы в нём не выиграл ни при каких раскладах.

Итак, с воскресенья Александр Лукашенко не имеет даже той условной легитимности, которую ему давала ранее поддержка большинства. С 19-го декабря 2010 года он – узурпатор абсолютный. Так сказать, клейма негде ставить.

Всё это даёт моральное право недовольным его политикой требовать его отставки в любой момент, не дожидаясь следующих президентских выборов.

И второе, что мне бы очень хотелось сказать.

Ни одна диктатура власть добровольно не отдаёт. Не отдал и Лукашенко, ни в 2006-м (когда его ещё поддерживало большинство), ни в 2010-м, когда он уже очевидно не может являться руководителем страны. Власть диктаторов сменяется только через протесты граждан на улицах против несправедливых выборов.

Важно понимать6 если диктатура сильна (а это именно наш случай), то она никогда не падёт под воздействием агрессивных силовых выступлений. А силовом сегменте государство априори сильнее граждан: есть армия и милиция, у которых есть приказ (что важно, поскольку это своеобразная психологическая индульгенция), у диктатуры всё оружие, связь, финансовые и иные ресурсы государства.

И, если аппарат в такой ситуации сохраняется, а диктатор его контролирует, победить путём насилия на улице невозможно. Наоборот: такие действия вызывают новые и более мощные волны репрессий.

Победить сильную диктатуру можно лишь путём мирных протестов.

Наподобие тех, которые планировались после выборов 19-го декабря.

Но Плошча, хотя и была впечатляющей, в этом году не могла решить задачу смены власти. Для этого необходима совершенно иная численность протестующих.

Грубо говоря, если в Киеве на Майдан пришло более миллиона человек, значит, в Минске это может быть не менее 400 тысяч.

Такая численность протестующих, чтобы их не надо было водить от площади к площади, а чтобы они занимали все ключевые пункты итак. Чтобы одновременно и на Октябрьской, и на Победы, и на Привокзальной были десятки тысяч протестующих.

Тогда наступает перелом. Когда протестует критическая масса населения, и милиция, и армия задумывается о необходимости выполнения приказа. «Оно мне надо? А ради чего?», - в этом психологический ключ к тому, чтобы силовики начали переходить на сторону народа, или хотя бы заняли нейтральную позицию, как это было в Киеве.

Для белорусского народа, как и для режима, уверен, было неожиданностью, что Лукашенко уже не в состоянии победить на выборах. Поэтому в этом году Плошча не могла (и не смогла) собрать критическую массу людей.

Но теперь у всех нас должна быть даже не надежда, а уверенность, что власть Лукашенко отсчитывает последние дни своего существования. Наша проблема пока в том, что население в большинстве своём не знает о том, что нас, сторонников перемен – большинство. Поэтому не верит в свои силы, поэтому не готово массово протестовать.

Наша слабость ещё и в том, что у нас у самих не хватает опыта и практики организации успешных массовых мероприятий.

Наша слабость ещё и в том, что мы очень любим возлагать большие надежды а потом разочаровываться. Совершенно не удивлюсь, если, когда эмоции улягутся, после поражения Плошчы-2010, у большинства активных граждан начнётся апатия.

Но это всё очень поправимо.

Никакой паники, никаких упаднических мыслей, и никакой грызни между собой.

Сосредоточенная каждодневная работа, направленная на ликвидацию описанных выше наших слабых мест.

И теперь, после того, как рухнула поддержка населением первого диктатора Беларуси и последнего диктатора Европы, процесс может остановить только наша слабость.

Давайте её не допускать…

7 комментариев:

  1. Я бы сказал,что не апатия у населения начнется, а ощущение продолжения той же "стабильнай" жизни, как и до выборов.

    ОтветитьУдалить
  2. Это безусловно. вообще, какое будет настроение -
    это ещё вопрос. Но вполне вероятно, что ощущение той же самой "стабильности" вполне может породить полную апатию, неверие в свои силы...

    ОтветитьУдалить
  3. Хм.. сколько выборов еще нужно проиграть, что бы учесть все ошибки? Или работы над ошибками никто никогда не делает или может быть не хочет делать?


    "Наша слабость ещё и в том, что у нас у самих не хватает опыта и практики организации успешных массовых мероприятий." - 16 лет не тот срок, за который приобретается опыт?

    ОтветитьУдалить
  4. По первому пункту.
    Столько, сколько доведётся. Как в мультике: лучше день потерять, потом за 5 минут долететь. Никто не может ждать, что будет легко. В простых людях дух покорности культивировали 300 лет. И, чтобы победить этот дух, нужно побеждать самих себя. Народу нужно победить самих себя. Это нелегко, зато победа будет окончательной.

    По второму пункту. Уважаемый belrusnet, как бы Вы ни старались быть конструктивным, всё равно срываетесь на троллинг. Написано же белым по чёрному: нету опыта УСПЕШНЫХ, то есть победных мероприятий.

    ОтветитьУдалить
  5. Пётр Кузнецов, так мне же КГБ деньги за троллинг платит))))
    Впрочем как и всем тем, кто делает все возможное, что бы объединения демсил не было. Вы понимаете о ком я ;)
    Хотя нет, есть и альтруисты:)

    ОтветитьУдалить
  6. Совершенно не думаю, что ваши действия направлены на воспрепятствование объединению или ещё чему-то там демсил. Так же и не склонен полагать, что тут замешано КГБ. Скорее склоняюсь к мысли, что по какой-то, только вам ведомой причине, у вас скопилось многовато желчи, которой очень хочется поделиться с окружающими,оплёвывая всё и вся. Чаще всего не по делу...

    ОтветитьУдалить