Поиск

четверг, 18 ноября 2010 г.

Вдогонку Дню Студента


Вчера мы праздновали Международный день студента. Пусть сегодня уже тема и неактуальна (за исключением разве что тех, у кого после вчерашнего болит голова), но, что называется, вдогонку, хотелось бы сказать пару слов о современной студенческой жизни. Как мне она видится.

Период студенчества традиционно занимает одно из самых приятных мест в наших воспоминаниях на протяжении всей жизни. Так, по крайней мере, принято считать. В эти годы мы молоды, полны сил, ищем что-то в жизни и всё видим в радужном цвете. Студенты – народ романтический и свободный, в меру интеллектуальный, не в меру творческий и креативный. И, самое главное – свободный.

Так было, в том числе, и во времена моего студенчества: свобода и мысли, поступки и чувства – всё это не носило отпечатка «взрослой жизни», и позволяло молодым людям формировать в благоприятной атмосфере своё мировоззрение и ценностную шкалу.

Чаще всего, в той атмосфере, из зачастую не самых лучших в учёбе людей вырастали личности: развитые, свободно и самостоятельно мыслящие, способные принимать решения и реализовывать их. «Студенческая вольница» - идеальная среда для формирования полноценного характера: если у тебя хорошие задатки, то в свободной и творческой атмосфере они разовьются в настоящие таланты; если же ты замаскированный «оторви да выбрось» - свободная атмосфера студенчества сорвёт с тебя все маски и ты займёшь соответствующее место в социуме. Но «овощем» - бездумным и бесхарактерным – ты не будешь.

Так было раньше.

Но с тех пор, как мне видится, в студенческой жизни Беларуси произошли некоторые изменения.

В белорусских ВУЗах ввели госидеологию – и конец свободомыслию! Что такое государственная идеология? Таких не бывает! Бывают политические идеологии, и носителями их являются различные партии. Та партия, которая находится у власти, реализует её посредством государственной политики. Если страна – тоталитарная, однопартийная, государственная идеология вроде как имеется, но это всё равно изначально политическая, партийная идеология! Если страна демократическая – они ротируются, взаимно дополняя и корректируя друг друга в госполитике.

Но в Беларуси – особый случай. Здесь формально декларирована многопартийность, но в реале тут классический персоналистский диктаторский режим. Задача нашей «госидеологии» - обосновать право Лукашенко на единоличную, неограниченную и бесконечную во времени власть. Понятно, что на выходе получилась такая ерунда, что сами чиновники стонут от её бредовости, но это не мешает власти впаривать эти помои в студенческие мозги – в тот самый период, когда они наиболее восприимчивы к любой информации!

Понятно, что описанное противоречие между желаниями белорусского режима и суровой действительностью ни в коем случае не могут дать мозгам пищу для развития – могут их только иссушить!

БРСМ – как основа студенческого сообщества – это вообще отдельный разговор! Во всём мире, относясь к студентам как к развивающимся гражданам, отлично понимают, что самое главное в этом возрасте – научиться принимать решения, выполнять их и нести за это свою долю ответственности. Именно поэтому везде основа – студенческое самоуправление, в той или иной форме как раз эти качества развивающее. Но только не у нас! У нас БРСМ – жёсткая структура, абсолютно административная, а «молодёжные лидеры» - те же чиновники. За выполнение приказаний полагаются бонусы, за невыполнение – санкции. И с самых молодых лет человек приучается к одному: исполнение!

Учитывая, что членство в БРСМ – практически обязательное, это попросту трагический факт для белорусского общества на долгосрочную перспективу.

Мероприятия и действия этого БРСМ также заслуживают отдельного упоминания. Студенческая жизнь во все времена подразумевала большую долю так называемой «студенческой романтики», которая могла проявляться в разных формах. На Западе это – свобода, в СССР это была романтика идеи коммунизма, ради которой было не жалко ни сил, ни здоровья (и ехали студенты на целину или строить какой-нибудь Комсомольск-на-Амуре совершенно бесплатно, ибо была романтика идеи).

Не то – сейчас. Ныне ежу понятно, что такими идеями молодёжь не привлечёшь – рассмеются в лицо. И, одновременно, (трагическое противоречие!), как же хочется чиновникам построить самый что ни на есть махровый комсомол в лучшем виде. Посылать студентов на картошку, на стройработы, и чтобы они находили в этом высший смысл жизни!

И было найдено «революционное решение»: на стройки и на уборку урожая посылают, но, чтобы в лицо не смеялись, оформляют зарплаты! Времена у нас такие, полу-капиталистические, и идею пытаются заменить заработком.

Она-то, идея, дама е привередливая, терпит и заменяется… Только в результате у молодёжи формируется ясный стереотип: никаких идей нет, есть только бабло, и это бабло можно получать/зарабатывать только в прямом подчинении чиновникам (БРСМ). Опять же, на фоне доминирования этой организации формируется совсем неприглядная картина: подчинение и исполнение – путь к нормальной и обеспеченной жизни.

Про учебный процесс я писать не буду. Он не так на виду, поэтому человеку, который лично с ним в настоящее время не сталкивался, очень тяжело делать какие-то квалифицированные выводы. Скажу лишь одно, что учебная программа, которая содержит в себе госидеологию, хорошей быть не может. Особенно в условиях, когда «столпы» этой идеологии могут меняться в зависимости от настроения президента. Вот раньше у нас какая главная идея была? Славянское братство, Союзное государство и тому подобная интеграция. Что осталось в обществе от этой идеи? То, что Кремль пытается нас «наклонить». Так в чём наша идеология?

А свобода мысли, творчества, поиска? В прежние годы студенчество было основной движущей силой общества, самой активной прослойкой, которая сыпала идеями и лучилась желанием их воплощать. Ныне, за членство в любой организации, кроме БРСМ, вероятно исключение. За участие в деятельности любой негосударственной инициативы это исключение уже более вероятно. И оно совершенно гарантировано, если попробовать что-то где-то пискнуть в политике.

После отчисления – армия и невозможность найти квалифицированную работу, достойно устроиться в жизни. Вот такая перспектива. Рациональный молодой человек просто думает: «Нафиг надо» - и принимает «правила игры».

Такая реальность: нынешняя система высшего образования в Беларуси настроена на то, чтобы воспитывать сугубо прагматичных и безынициативных людей, которые знают одно: подчинение – закон выживаемости.

Но студенты – это ведь молодые ищущие мозги, которым, как бы не старалась власть, «не всё равно». Разрываясь между этими и множеством других противоречий, стремясь найти свой единственный и правильный путь, и, упёршись в стену, большинство из них приходит к одному из следующих выводов: или «надо валить» (а среди учащейся молодёжи такие настроения – самые распространённые), или «всё пофиг» (чисто от апатии, которая возникает при бесплодных поисках невозможных решений).

Я, конечно, далёк от обобщений. Я ни в коем случае не утверждаю, что описанное применимо ко всем: все мы – индивидуальные личности, по-своему духовно богатые и уникальные. Я говорю о тех тенденциях, которые ужде открыто выстраивает власть, о людях «её мечты» и о том, какими путями она этих «людей мечты» выковывает.

Что нас ждёт, когда плоды этой системы воспитания станут стержнем белорусского общества? Кто его знает… Однозначно могу сказать одно6 будет непросто.

Комментариев нет:

Отправить комментарий