Поиск

понедельник, 1 ноября 2010 г.

PS


Закончилась кампания по сбору подписей за выдвижение претендентов кандидатами в президенты. Не претендую на то, чтобы делать какую-то заумную аналитику, подводить итоги. Как говорит шофёр Копытин в «Место встречи изменить нельзя», когда опергруппа Жеглова сильно поспорила перед заданием: «Идите, спорщики! Там вас рассудят».

Я же, что называется, вдогонку, хочу сделать парочку заметок.

РЕДКИЙ СЛУЧАЙ: ПОДДЕРЖИВАЮ ЛЕБЕДЬКО

Редко когда бывает, что я готов подписаться под заявлениями председателя Объединённой Гражданской Партии, Анатолия Лебедько. Но, в ходе этой кампании, такой повод был.

А. Лебедько, на финише подписной кампании, заявил в СМИ, что есть прецеденты обращения к их (за Ярослава Романчука) инициативной группе от членов команд других кандидатов о продаже подписей. Ну, не самих подписей, а данных граждан, расписаться-то можно и самими. Наверное, некоторым претендентам, страдающим гигантоманией, не хватило телефонных справочников.

Так вот, Лебедько там в Минске, в принципе, озвучил ту практику, которая была в ходе этой кампанией повсеместно. Наша команда (Гомельского областного отделения Движения «За Свободу») собирала подписи за Алеся Михалевича. Собрала не так много, как заявили некоторые пользователи телефонных справочников – «всего» 14 тысяч (подали в комиссии после внутренней проверки порядка 13 тысяч).

И к нам дважды, через посредников, обращались штабы других кандидатов, с весьма выгодными коммерческими предложениями: данные взамен на «нал».

Я очень счастлив, что у нашей структуры в регионе такой имидж, что к нам, как к обладателям добросовестных и качественных подписей, могут обращаться такие «клиенты». Мы действительно собрали то, что собрали – потому что собирали.

А ещё я счастлив оттого, что наши посредники, не спрашивая меня, сразу отказывали «купцам» примерно следующим образом: «С такими предложениями к Петру лучше не обращаться – он человек резкий».

Я действительно бываю резок. Потому, если бы обратились ко мне, мог бы и на х.. послать. То, что такое моё отношение к недобросовестным предложениям также хорошо известно в регионе, тоже делает меня счастливым.

Так что, Лебедько был прав: со стороны некоторых претендентов мы видели чисто имитационную кампанию, замешанную на, очевидно, шальных деньгах. Которые (деньги), кровь из носу, но кому-то надо трансформировать в политический капитал.

ЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИОНА ПОДПИСЕЙ ЗА… МИЛИНКЕВИЧА

Лидер демократических граждан Беларуси, Александр Милинкевич, сошёл с предвыборной гонки. Но остался в политике: на сегодняшний день он – координатор предвыборного блока «Белорусский выбор», куда входят Партия «БНФ» (претендент Григорий Костусев), партия «Зелёные» (Юрий Глушаков честно признался, что его команда не осилила сбор 100 тысяч подписей и сошёл с дистанции) и политик Алесь Михалевич.

По сути, команда Милинкевича разделилась в кампании на 4 части. Три из них помогали, чем могли, кандидатам. Четвёртая – это те люди, которые вообще не видят своего участия в политических кампаниях без Александра Милинкевича. Только в Гомельской области таковых я знаю не менее сотни человек.

Меня порадовали итоги подписной кампании вот с какой точки зрения. За Григория Костусева и Алеся Михалевича было огулом собрано 220 тысяч подписей. Юрий Глушаков не стал объявлять, сколько собрано за него, но, примерно представляя потенциал его команды, думаю, что никак не менее 25-30 тысяч.

Добавлю, что все три перечисленные политические силы с девяносто процентной вероятностью поддерживали бы кандидатуру А. Милинкевича, если бы он пошёл на выборы. И ещё важная деталь: работали они практически без финансового ресурса. БНФ собирали подписи и вовсе бесплатно Михалевич и Глушаков – при минимальном обеспечении.

Таким образом, мы имеем на сегодняшний день примерно следующую картину: потенциал выдвижения такого лидера, как Милинкевич кандидатом в президенты эквивалентен примерно 250 тысячам подписей, даже при условии почти полного отсутствия финансового обеспечения. Если бы таковое было на должном уровне, беру на себя смелость утверждать, что посилу была бы и цифра в полмиллиона.

Дело осталось за малым: дождаться действительно серьёзной избирательной кампании (не такой, как нынешняя свистопляска с ярмаркой продажных и покупаемых подписей), консолидировать хотя бы эту команду и бороться за победу.

Если бы удалось консолидировать, подобно 2006 году, все демократические силы, под такого востребованного обществом человека, как Милинкевич, уверен, что смена президента в Беларуси была бы практически гарантирована.

СИГНАЛЫ ЛОЗОВИКА

Белорусская власть, тем временем, остаётся верна себе.

Одна из её характерных черт: неподражаемо-трогательный цинизм. В любой политической кампании из уст официальных лиц сыпется огромное количество высказываний, по которым можно точно предугадывать результаты: как промежуточные, так и финальные. Таким образом, надо полагать, те, кто у руля, показывают и обществу, и самим политическим акторам: не парьтесь, ребята, процесс полностью контролируем и управляем, поэтому играйте по нашим сценариям и не дёргайтесь.

Достаточно только вспомнить, как Лукашенко в 2008 году точно «предсказал», сколько в парламент будет избрано женщин. Таких эпизодов за последние годы была масса.

Нечто подобное уже произошло и в этой кампании. Не успел закончиться сбор подписей, комиссии ещё (гарантированно, ибо были выходные!) не приступали к проверке сданных листов, а секретарь ЦИК Николай Лозовик уже заявил в интервью, что самые большие шансы быть зарегистрированными кандидатами – у В. Некляева, А. Санникова и Я. Романчука.

Если принять во внимание, что из ЦИКа понеслись такие заявления даже до проверки подписей, можно с уверенностью считать, что этот пул кандидатов был определён и утверждён в администрации президента задолго до окончания подписной кампании.

Почему именно эти люди? Можно спросить у АП. А можно, зная, что там всё равно не ответят, предполагать…

Но для начала – подождём регистрации. И результатов «прогноза» Лозовика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий