Поиск

вторник, 30 ноября 2010 г.

Дайте Европе ошибиться!


В последнее время в интернете всё интенсивнее обсуждается такой геополитический расклад: Россия отступилась от Лукашенко, а Евросоюз, впику русским, его «подобрал». Поэтому-де, стоит ждать поддержки Европой кровавого режима, со всеми вытекающими (экономические преференции, политическое признание и т. д.).

То есть, получается, вроде как Запад и Россия поменялись ролями: в течение 16 лет Лукашенко был костью в горле ЕС и США, Россия же его поддерживала, теперь будет наоборот: «хорошая Россия» пытается освободить белорусов, «продажная Европа» же белорусов предала.

В этом раскладе скептики усматривают для Лукашенко возможность ещё с десяток лет спокойно удерживаться у власти, получая от ЕС то, что доселе он получал от России, а именно – экономические преференции, позволяющие ему создавать иллюзию собственной эффективности и незаменимости на посту белорусского президента.

Что до меня, так вот, я лично считаю, что альянс современной Беларуси и ЕС по принципу «слияния в экстазе» в принципе невозможен. Но это – отдельная тема.

Давайте попробуем представить, что он всё-таки состоялся, и дело обстоит именно так, как пишут пессимисты.

И в этом случае, убеждён, ничего особо страшного не происходит. Такой альянс будет кратковременным, причём, кратковременным до карикатурности.

Лукашенко, по выражению российского политолога Андрея Суздальцева, отличается «феноменальной недоговороспособностью». Дело в том, что он никогда не сдерживает ни одного своего обещания. Иногда создаётся впечатление, что для этого человека «кинуть» кого-то – просто хобби или развлечение.

Только идейная близость мировоззрений (из одного «совка» вышли) позволяла ему проделывать такие трюки с российскими руководствами всех мастей на протяжении рекордно долгого срока. Кроме того, Лукашенко удавалось эффективно балансировать на геополитическом векторе, когда каждая из сторон (и Запад, и Россия) были заинтересованы в том, чтобы втянуть Беларусь в сферу своего влияния.

В Европе – другие ценности. Да, Лукашенко уже неоднократно обманывал европейцев, а они снова и снова пытаются наладить с ним контакт. Но тут надо понимать, что европейцы видели тогда другого Лукашенко в другом состоянии. С Россией не было открытого, исключающего всякое примирения конфликта, официальный Минск балансировал на краю пропасти, и всегда была вероятность, что он «соскочит». Поэтому ЕС хватался за соломинку, которая несёт в себе хотя бы какую-то надежду «зацепиться» за Беларусь. Поэтому был вынужден прощать снова и снова.

Сегодня у Лукашенко ситуация другая. РФ он докидался до того, что там его за человека перестали принимать. И это при, в общем-то, очень сходной системе координат!

Как только он начнёт реализовывать такую же линию в отношении Запада, скорее всего, и Москва, и Брюссель, просто придут к консенсусу, что в Беларуси обеим сторонам проще начать «с чистого листа», нежели пытаться конкурировать за расположение сумасшедшего. В этом случае дня Лукашенко будут сочтены. Потому что сегодня он не в той ситуации, когда обе стороны, и Запад, и Восток, конкурируют за него. Сегодня он в таком состоянии, что Восток спокойно, даже с некоторым облегчением, отказался от такого «партнёра». Европе, при таком раскладе, вовсе нет смысла, как раньше, хвататься за соломинку (прощая дерзкие выходки капризного диктатора), достаточно просто «проверить на вшивость» и сделать соответствующие выводы.

Остаётся один принципиальный вопрос. Многие могут сказать: ну да, через годик-два, возможно, Лукашенко окажется в полной изоляции, с угрозой потерять власть. Но какая от этого польза белорусам, ведь президентские выборы – уже завтра!

Конечно, это верно.

Но верно и другое.

Разве сегодня есть предпосылки для его ухода? Будем откровенны: большинство населения успокоено повышением зарплат и отсутствием чёткой альтернативы (вменяемого кандидата от оппозиции, коим ещё в 2006-м году был Милинкевич). Тут, как говорится, «и хочется, и колется». Зная рационализм белорусов, можно смело делать прогноз, что «колется» в данном выборе сыграет ключевую роль, и критическая масса населения не поддержит перемен (((

Без чёткой альтернативы, без мощного информационного, финансового, идеологического ресурса, надо было бы, чтобы белорусский народ уж очень сильно оголодал, чтобы пошёл, разорвав рубаху, на баррикады – сбрасывать ненавистный режим. Пока что такого, очевидно, не наблюдается.

Так что мы, в принципе, ничего не теряем.

Зато за эти годик-два, которые пройдут до того момента, когда Лукашенко в очередной раз кинет ЕС и получит «волчий билет», можно с уверенностью ожидать краха его не только внешней, но и внутренней политики. Необоснованное повышение зарплат обязательно аукнется инфляцией и девальвацией, что приведёт к снижению уровня жизни. Не оправдание ожиданий ЕС лишит Беларусь внятного внешнеполитического вектора, а белорусов, соответственно – геополитической ориентацией. Банкротство режима станет очевидным для всех тех, кому оно кажется неочевидным сейчас.

И вот тогда действительно будут условия для смены власти…

Давайте дадим Европе ошибиться.

2 комментария:

  1. "Будем откровенны: большинство населения успокоено повышением зарплат и отсутствием чёткой альтернативы (вменяемого кандидата от оппозиции, коим ещё в 2006-м году был Милинкевич)."-думаю, что это ваше имхо.

    Что сильно отличает эту кампанию от предыдущей, так это то, что тогда люди собирали подписи через друзей, опасались. В этот раз народ стоял в очередях, чтобы эту самую подпись дать.

    Посмотрите фото с кандидатами-очень много в залах людей пожилого возраста.

    Не нужно думать за весь народ. Он далеко не так плох, как пытается пустить в глаза ;)

    ОтветитьУдалить
  2. В юбых залах всегда большинство людей пожилого возраста. Так было и в 2006-м году. Молодёжь найдёт информацию итак, она знает всех из Интернета, а старикам надо идти - чтобы посмотреть, увидеть. Далеко не все из тех, кто приходят на эти встречи, приходят поддержать. Многие (в некоторых случаях и бОльшая часть, как недавно в Витебске), изначально поддерживают АГЛ, но идут, во-первых, от нечего делать (скучно на пенсии), и, во-вторых: "Ну, что они нам там ещё скажут".

    Это совершенно не показательный пример...

    ОтветитьУдалить