Поиск

понедельник, 17 января 2011 г.

Мой ответ Петровичу


В пятницу, находясь в Речицком РОВД, мне пришлось общаться с майором милиции. Все называли его Петровичем. Не буду и я отступать от этой традиции.

Петрович – очень неплохой мужик… Помимо прочего, он спросил у меня: «А что вас подвигло заниматься этой грязью – политикой?».

Я ответил Петровичу: «Это очень долгая история – рассказывать о моей мотивации. Могу лишь сказать, что политика является грязью лишь тогда, когда ей занимаются грязные люди. На самом деле, политика – это наша жизнь. Кто не занимается политикой, тот не управляет своей жизнью».

В этом посте я вкратце хочу объяснить то, что не решился объяснять Петровичу в РОВД: почему я всё же занимаюсь политикой, на стороне демократических сил.

Сразу хочу сказать: я – в высшей степени прагматичный и эгоистичный человек. Демократия в Беларуси мне нужна лично. Для лично себя, своих жены и дочери, матери и брата, и для всех тех людей, кого я знаю и люблю.

Я хочу жить свободно, богато и счастливо. И чтобы все люди, кого я люблю, жили точно также.

Но, ведь все хотят жить богато, спокойно и счастливо. Именно поэтому большинство белорусов в политику и не лезут – чтобы эти их покой и счастье никто не тревожил, и, кроме того, чтобы не лишили работы – и какое тогда богатство? Примерно с такой логикой мне приходится сталкиваться, когда я обсуждаю сей предмет с иными людьми.

Ну и кто в Беларуси счастлив?

Счастливы ли думающие люди: ИТР, интеллигенция, учёные, люди искусства (настоящие, а не продажные лицедеи) и другие, кто хоть чуть-чуть умеет соображать? Ни в коем случае: кому-то не хватает денег, кому-то – элементарных жизненных удобств, и уж точно всем – свободы мысли, мнения, самовыражения. Птица в клетке не может быть счастлива.

Или счастливы бизнесмены? Они богаты, а богатство – это во многом свобода. Да ни в коем случае. Они прекрасно знают, что всё их богатство – временное. В Беларусь бизнес выращивают «на убой», и момент, когда тебя «пустят на сало» - отберут дело а самого посадят – зависит только от «хозяина».

Или счастливы чиновники, функционеры, власть? Может быть, отчасти – да. Те, кто поглупее, и не могут мыслить дальше, чем сегодняшний сытный ужин. Те – да. Но мы ведь не такие, нам это не светит. Те же, кто поумнее, как и бизнесмены, прекрасно знают, что всё их благополучие зависит от капризов одного, не очень вменяемого и предсказуемого человека, значит – временные. Постоянные унижения, страх и неуверенность – это не признак счастья. Для тех, кто поумнее.

Или счастлив сам президент? С какой-то стороны – безусловно, да. У него есть абсолютная власть, смысл его жизни. Но… Бегающие глаза, дрожащие от страха руки, холодный пот на лбу – это не признак счастья, это признак страха. Таким мы видим его каждый раз, когда в стране наступает электоральный цикл, и возникает хотя бы призрачная угроза для него власть потерять.

Постоянный страх – это счастье? Нет… Это свобода? Нет… Постоянный страх – это ярмо.

Я хочу жить богато, и я хорошо понимаю, что жить по-настоящему богато можно лишь тогда, когда все вокруг – не бедствуют. Невозможно жить богато в нищей стране: ограбят, одолжат и не вернут, посадят и изымут, или, по крайней мере, соседи-алкаши под дверь нагадят.

Я хочу жить свободно, а жить свободно в обществе рабов невозможно: даже если ты хозяин этих рабов, этот статус сделает тебя рабом своей свободы: будешь вечно бояться восстания и распятия…

Я хочу жить спокойно, а жить спокойно тогда, когда никто вокруг не чувствует себя спокойно – невозможно.

В этом-то и есть сама суть наивысшего прагматизма: быть по-настоящему счастливым в одиночку невозможно! Быть по-настоящему счастливым можно только тогда, когда вокруг или вообще нет несчастных, или их число столь мало, что их просто незаметно.

Да, я хочу богатства, счастья, безопасности, стабильности, свободы и уверенности – в первую очередь для себя, для своей семьи и друзей.

Но в моём понимании это возможно лишь тогда, когда счастливы будут все.

Высшая форма эгоизма парадоксальным образом становится его низшей формой: круг замыкается. Если хочешь всего для себя – должен понимать, что этого всего нужно желать и окружающим. Иначе у тебя тоже не будет ничего.

Вот поэтому я и занимаюсь тем, чем занимаюсь. Вот поэтому – с демократическими силами. И поэтому – для себя…

1 комментарий:

  1. Мне вспомнился стишок Губермана
    Склонен до всего коснуться глазом
    разум неглубокий мой, но дошлый,
    разве что в политику ни разу
    я не влазил глубже, чем подошвой.
    А если честно, то я лично знаю многих ученых, которых все устраивает. И они не приспособленцы, они видят дальше ужина. К СОЖАЛЕНИЮ!!!
    А про счастье Лукашенко еще Федута сказал в "Обыкновенном президенте": "Как можно оставаться нормальным, когда тебе утром первым делом приносят отчеты КГБ. И так каждый день" (цитата неточная).

    ОтветитьУдалить